ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Стефан Анхем - Жертва без лица - читать в ЛитвекБестселлер - Джанет Клоско - Прочь из замкнутого круга! Как оставить проблемы в прошлом и впустить в свою жизнь счастье - читать в ЛитвекБестселлер - Андреас Грубер - Сказка о смерти - читать в ЛитвекБестселлер - Сью Джонсон - Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь - читать в ЛитвекБестселлер - Шамиль Аляутдинов - Триллионер думает - читать в ЛитвекБестселлер - Экхарт Толле - The Power of Now. Сила настоящего - читать в ЛитвекБестселлер - Бернард Вербер - Ящик Пандоры - читать в ЛитвекБестселлер - Эдвард Станиславович Радзинский - Бабье царство. Русский парадокс - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Коллектив авторов -- История >> История: прочее и др. >> Россия в середине XIX века (1825-1855 гг.) >> страница 3
непохожее на то, какое дано было старшим братьям — Александру и Константину. Он воспитан был кое-как, совсем не по программе Руссо. Третий брат готовил себя к очень скромной военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка.

Вступление Николая I на престол, как мы знаем, было чистою случайностью. Но, не имея серьезных занятий, великий князь каждое утро проводил по нескольку часов во дворцовых передних, теряясь в толпе ждавших аудиенции или доклада. При нем, как при третьем брате, не стеснялись; великий князь мог наблюдать людей в том виде, как они держались в передней, т. е. в удобнейшем для их наблюдения виде. Он здесь узнал отношения, лица, интриги и порядки, так как в той сфере, где он вращался, интриги были синонимом порядка. Эти мелкие познания очень понадобились ему на престоле; он вступил на престол с очень скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его старший брат. Вот почему он мог заглянуть на существующий порядок с другой стороны, с какой редко удается взглянуть на него монарху. Александр смотрел на Россию сверху, со своей философской политической высоты, а, как мы знаем, на известной высоте реальные очертания или неправильности жизни исчезают. Николай имел возможность взглянуть на существующее снизу, оттуда, откуда смотрят на сложный механизм рабочие, не руководствуясь идеями, не строя планов.

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, консервативный и бюрократический образ действия — вот характеристика нового царствования; поддержать существующее с помощью чиновников — еще так можно обозначить этот характер.

В первое время, может быть, под свежим впечатлением недавно пережитых событий новый император был близок к мысли о реформах, но он поставил себе ближайшей задачей предварительно войти в положение дел и принялся усердно изучать самые грязные подробности. Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки.

В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд.

Чтобы поправить действие правительственного механизма, столь расстроенного, составлена была комиссия, известная под именем сенатора Энгеля. Комиссия должна была выработать проект нового судебного устройства. Выработанный проект отличался очень либеральными началами: уничтожалось тайное канцелярское производство, вводилась несменяемость судей и более строгое распределение судебных дел от административных. Император вполне одобрил эти проекты, но нашел их более рассчитанными на будущее, чем на настоящее, и оставил их без последствий. В этом отношении императора к преобразовательным проектам и выразилось основное начало, которым он руководился; он одобрял все хорошие предложения, которые могли поправить дело, но никогда не решался их осуществить. Итак, поддерживать существующий порядок — вот программа нового правительства.


Выступления декабристов

По мнению известного русского историка В.О. Ключевского, «движение 14 декабря было последним гвардейским переворотом; им кончается политическая роль русского дворянства… После 14 декабря пошли за Урал лучшие люди сословия… Это была потеря, которую трудно было вознаградить и при более обильном запасе нравственных сил сословия… В следующее царствование дворянство не могло иметь прежнего значения уже потому, что оскудело силами после катастрофы 14 декабря». Потеряв прежнюю политическую власть, дворянство превратилось «в такое же орудие правительства, в такое же вспомогательное средство бюрократических учреждений, каким оно было в старые времена», замечает Ключевский.

СЕВЕРНОГО ОБЩЕСТВА ВОССТАНИЕ 14 декабря 1825 г. — вооруженное выступление Северного общества декабристов в Санкт-Петербурге.

Члены Северного общества в течение нескольких лет готовились к вооруженному выступлению, чтобы изменить традиционный политический строй российского государства. Вначале руководители Северного и Южного обществ намечали восстание на 1826 г., но неожиданная смерть императора Александра I, затянувшееся междуцарствие и необходимость присяги новому императору Николаю I заставили их пересмотреть свои планы.

Заговорщики еще не были готовы к выступлению, но им стало известно, что 1 декабря член Южного общества А.И. Майборода сообщил властям 46 имен самых активных участников заговора. «Ножны сломаны, и сабель не спрятать», — заявил поэт К.Ф. Рылеев, один из активистов Северного общества. Диктатором восстания «северяне» избрали полковника лейб-гвардии Преображенского полка С.П. Трубецкого. Он составил «Манифест к русскому народу», который провозглашал свержение самодержавия, отмену крепостного права, создание Временного правительства. Оно должно было подготовить созыв Учредительного собрания («Великого собора»), которому предстояло решить вопросы о форме правления (конституционная монархия или республика) и порядке освобождения крестьян (с землей или без земли).

Вечером 13 декабря на квартире у К.Ф. Рылеева было решено выступить на следующий день утром: 14 декабря Сенат и войска должны были принести присягу