Литвек - электронная библиотека >> Анатолий Гостюшин >> Энциклопедии и др. >> Энциклопедия экстремальных случаев >> страница 70
«громовые машины», которые цепями соединялись с высокими шестами, выставленными на крышах.

В 1753 году во время грозы над Санкт-Петербургом из железного прута в квартире Рихмана внезапно появилась голубоватая шаровая молния, и ученый погиб — «был убит громом», как говорили в академии.

Итак, что делать, если все же в ваш дом (например, через форточку) влетела такая молния? Прежде всего иметь в виду, что траектория ее полета практически непредсказуема. Шар ведет себя неожиданно, как капля воды на раскаленной сковороде. Однако наверняка не стоит делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов и постарайтесь оставить малоизученное атмосферно-электрическое явление в одиночестве. Не более чем через полминуты молния исчезнет сама собой — иногда бесшумно, иногда со взрывом. Она может оставить после себя дырку в двери, а может — лишь запах озона.

И не теряйте бдительности: после таких визитов бывали пожары.

См. также: МОЛНИЯ.

Шторм

см. УРАГАН

Э

Экзамен

Собственно, вся наша энциклопедия как раз и рассказывает о том, как сдавать экзамены. Добавим к этому немного учебного опыта — миллионов студентов и абитуриентов.

Самая популярная ошибка в подготовке к экзамену — действовать по принципу: «Проходим по очереди все билеты» (например, оставшийся месяц разбивается на 30 частей: один день — один билет). Московский психолог А. Пронин предложил удачную альтернативу — технику подготовки «3–4—5». Время до экзамена (год, месяц, неделя) делится на три равные части. В первые, скажем, 10 дней надо пройти все темы на троечку, во вторые десять дней — на четверку, а а оставшиеся — отшлифовать знакомое и убрать ошибки.

У такого способа есть сразу несколько преимуществ. Главные: знания не связаны в памяти со страхом «опоздать», появляется возможность именно учить (повторением) и создается представление о предмете как о целом. Опытные преподаватели утверждают, что непотопляемый студент — это тот, кто умеет говорить на языке предмета, имеет понятие о его общей структуре, знает, что можно не учить, и вовремя блеснет яркой деталью.

Разумеется, такой студент прекрасно владеет и чистой техникой подготовки к экзамену. Английские консультанты Ф. Орр и Э. Клаф в книге «Экзамены без стресса» обобщили подобный опыт:

— организуйте подготовку по четкому плану (недели, дни, часы); если вы садитесь за стол с размытой целью «немного заняться повторением», вы лишаете себя важнейшего стимула — чувства выполненного долга при поставленной цели;

— зная свои золотые часы («жаворонок» вы или «сова»), наметьте, какими темами вы будете заниматься в часы подъема, а какими — в часы спада;

— если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее интересного для вас предмета или темы, это поможет войти в рабочую форму;

— если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернуться от стола, сделать несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов и только затем опять приступать к делу;

— обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления;

— обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т. д.); нервная система перед экзаменом и так на взводе;

— вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью — хорошо выспаться; последние двенадцать часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.

Говорят, что плохому студенту всегда не хватает одной ночи перед экзаменом. Но и у него немало возможностей выкрутиться. Во-первых, по дороге в вуз надо листать материалы уже знакомые, чтобы подготовиться психологически — вот сколько я знаю!

Во-вторых, надо некоторое время стоять перед аудиторией и спрашивать всех выходящих о том, какие вопросы задавали, и впитывать все как губка. Этот прием рассматривает голову студента как пустое ведро, которое за день-два наполняется недолгими знаниями. Главное здесь — донести, не расплескав, его до экзаменатора. Выйдя после сдачи, «ведро» надо немедленно вылить, чтобы освободить его для следующего предмета. Разумеется, так можно получить удовлетворительную оценку, но не знания.

В-третьих, пользоваться «принципом зеркала»: всей душой полюбить преподавателя (но не заискивать!), и, отражая ваше очарование, он ответит взаимностью. Вообще «человеческий фактор» опытные студенты используют обязательно. Например, не мешают преподавателю рассказывать самому, зная, что это хороший признак.

Также никогда не выкладывают 100 процентов того, что знают по теме, оставляя пространство для маневра на дополнительных вопросах. И если не очень уверены (или очень не уверены) в своих знания, говорят с особой бодростью — уставший экзаменатор может довериться первым правильным фразам, а то и вообще интонации, и не слушать суть.

Кстати, если ответ на вопрос вам совершенно неизвестен, ни в коем случае не разводите пустыми руками. Надо говорить первое, что пришло в голову, втянуть преподавателя в диалог и дать ему самому возможность ответить на билеты или, включив в игру «горячо-холодно», использовать его самого как шпаргалку.

Ошибка обычно лучше полного молчания. Ведь на любом экзамене испытываются не только знания, но и сам человек, а воля к победе всегда вызывает уважение. Классический студенческий анекдот повествует, как два студента-прогульщика были признаны лучшими в общежитии. Во время социологического опроса: «За сколько вы смогли бы выучить китайский язык?», один из них спросонья бросился будить своего товарища с криком: «Вася, вставай! Завтра китайский сдавать!»

Лучшие специалисты по сдаче экзаменов сходятся на том, что шпаргалки полезны. Правда, если соблюдаются два условия:

1) шпаргалки должны быть написаны лично; кто бы ни сдал перед вами по предложенным шпаргалкам — сдал на «отлично» он, а не вы;

2) доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда вы не знаете вообще ничего; если вопрос стоит так — «три или четыре?» — риск слишком велик, неофициальная статистика говорит, что остаются не больше 30 процентов шпаргалок.

Впрочем, случается, к счастью, и такое, что вы знаете выпавший билет. Не торопитесь. Здесь тоже есть своя наилучшая тактика:

— прочитать весь билет до конца;

— оценить, какой пункт для вас самый легкий;

— наметьте себе последовательность решения пунктов по принципу от