Литвек - электронная библиотека >> Николай Михайлович Сухомозский >> Публицистика >> Беларусь: "за" и "против"

БИЗНЕС БЕЗ ПОЛИТИКИ


Беларусь: «за» и «против»,

или Что нужно сделать, дабы последние инициативы Минска на сближение с Западом не остались улицей с односторонним движением


Можно по-разному относиться к президенту Республики Беларусь А. Лукашенко (одни считают его диктатором, а другие – заботливым отцом нации), но его последние инициативы, озвученные публично, относительно большей открытости экономики возглавляемой им страны и курса Минска на сближение с Западом следует приветствовать.

Думается, не случайно «бацька», как величают многие главу государства на родине, в своем сенсационном заявлении сделал упор исключительно на хозяйственной деятельности, тактично умолчав о том, что принято именовать политикой. Той сферой, которую по обе стороны океана чаще всего характеризуют эпитетом «грязная», вследствие чего ее в белых перчатках не вершат. Пусть одни «бодаются» - им, как говорится, по штату положено. А другие в это время пусть делают свой – маленький или большой - бизнес. Одно другому, как правило, не мешает.

Прежде чем перейти к анализу возникающих «за» и «против», назовем вещи своими, пусть и не очень приятными для кое-чьего уха на американском континенте, именами: в мире не существует стопроцентно «правильных» и «неправильных» государств. У каждой нации – своя правда и собственный взгляд на те или иные вещи. И, безусловно, нет вечных союзников, а были, есть и будут Их величество Вечные интересы. Даже то, что мы называем демократией и чему поклоняемся, не везде и не для всех – панацея от их бед. Острым ножом ведь можно не только мясо для уикэндовского барбекю нарезать, но и… человека прикончить. Или, в лучшем случае, собственный палец порезать. Иногда – очень глубоко. Да при этом еще и заражение крови получить.


Не всегда тот черт, которого нам «малюют»

Касательно Беларуси, уточним сразу: политика двойных стандартов по отношению к ней имеет место быть. Как в мире в целом, так и на постсоветском пространстве.

Убедительная лакмусовая бумажка для подкрепления сего не очень «демократического» тезиса – политические месиджи в отношении двух государств, возникших в рамках бывшего СССР. Речь – о Беларуси и Туркменистане. Для непредвзятых экспертов ясно, как божий день: последний, во всяком случае во времена С. Ниязова, совсем недавно ушедшего в мир иной, был классической «черной» диктатурой. В худшем понимании этого слова. Минск, по сравнению с Ашхабадом, оставался (и пока остается!) образцом, как ни непривычно это звучит, демократизма.

Увы, подобные суждения можно услышать исключительно в глубоких кулуарах. С высоких же трибун звучит совсем иное: ужасная бяка – это Минск. И где-то там, изредка – эхом: и в Ашхабаде, мол, случаются отдельные неприглядные факты. Таковы официальные позиции. Общественные же организации как на Западе, так и в пределах бывшего СССР уже полтора десятилетия бьют в набат: в Туркменистане в тюрьмы бросают даже иностранных граждан, своими же инакомыслящими они просто переполнены! Кто их слышит?! Странная, на первый взгляд, «глухота».

Между тем, объясняется она просто: Туркменистан – одна из ведущих стран мира по добыче и экспорту газа. А Беларусь, как аграрное государство, – крупный производитель никого не интересующей, в том числе, и на Западе картошки. А потребность в газе планетной индустрии растет семимильными шагами. Вот и прощают Ашхабаду грехи во сто раз более тяжкие, чем те, что ставят в вину Минску. Такая вот, нет, не демократия, – политика.

Еще одна, для пущей убедительности, лакмусовая бумажка – коммунистический Китай. У записного стопроцентного янки от одного определения «коммунистический» (никто в Пекине марсково-энгельской доктрины, изложенной в пресловутом «Манифесте», не отменял!) должен идти мороз по коже. А тот Вашингтон или Лондон – хоть бы что: вовсю сотрудничают со злейшим классовым врагом! А что, скажите, остается делать, если у тех, во-первых, не картошка, а ядерные ракеты, и, во-вторых, курс юаня может запросто поставить на «попа» мировые биржи, не исключая Нью-Йорской.

Короче говоря, убедившись в очередной раз, что политика, действительно, дело грязное, перейдем к экономике. Тем более, что именно о ней и говорил А. Лукашенко.


Деньги не пахнут

Перефразируя известное изречение «Богу богово, а кесарю – кесарево», следует констатировать: «Политикам – политиково, а бизнесменам – бизнесовое». Ибо, в отличие от голосов избирателей, деньги не пахнут.

В конце концов, даже нынешний тотальный контроль государства в Беларуси (в каждом предприятии оно владеет контрольным пакетом акций), словно красная тряпка на разъяренного быка, действующий на апологетов рыночных принципов – и не только на Западе! – при определенном раскладе может обернуться благом для местного населения. Ведь, начни официальный Минск приватизацию собственность, а рано или поздно, это придется делать, та будет продаваться по реальной стоимости, а не отдаваться за копейки или ваучеры-бумажки, как произошло это, к примеру, в соседних России и Украине, где в итоге народ на фоне кучки ловкачей-миллиардеров сегодня буквально нищенствует. Кстати, это еще одно подтверждение, что правда, особенно экономическая, у каждого – своя.

Так что Беларусь, наравне с некоторыми рисками (основной - не интегрирована в мировую экономику), имеет для деловых людей и ряд преимуществ. Во-первых, тут, как говорится, не паханное поле для людей предприимчивых. Во-вторых, на берегах Березины гораздо слабее выражен, по сравнению со многими другими постсоветскими государствами, «чикагский синдром», то бишь, разгул экономической преступности. В-третьих, Минск ощущает сильнейший голод в притоке иностранных инвестиций.

Судя по последним месиджам, откровенно направленным в сторону Запада, к мысли о «мирном экономическом сосуществовании» пришел и А. Лукашенко. И для бизнеса с обеих сторон (мы договорились: политики не касаемся!) – это безусловный плюс. Что касается иностранных инвесторов, то они получат прибыль, ради чего, собственно, и существуют. Беларусь же в определенной степени поправит то, что принято называть «уровнем жизни народа». А разве не сие – главная цель демократии, в переводе с греческого – «власти народа»?


Короля играет свита

Но в том-то и дело, что, даже если верить в искренность А. Лукашенко, а, кажется, после очередной крупнейшей размолвки с Москвой, цинично держащей его на коротком «газовом поводке», он искренен, как