Литвек - электронная библиотека >> Лотроп Стоддард >> Социология >> Бунт против цивилизации >> страница 2
характерным признакам цивилизации он проанализировал биологическое состояние ее носителей в судьбоносные моменты истории. Он утверждал, что цивилизация сама по себе не причина, но следствие, и может рассыпаться под весом собственной сложности, когда биологическая структура расы перестает выдерживать цивилизационную нагрузку. Это и есть основное положение расовой историософии Л. Стоддарда. В самом начале книги он полемизирует с концепцией модного тогда Освальда Шпенглера, подчеркивая, что циклы в истории имеют не культурное, а биологическое происхождение. Цивилизация — это всего лишь форма максимально рационального использования энергии расы, заключенной в ее биологическом потенциале, по мнению ученого.

«Атавистическое восстание» — такое определение вводит автор в манере постулатов теории Дарвина. Люди, являющиеся носителями животных атавизмов, соприкасаясь друг с другом, консолидируются и деформируют всю социальную структуру, в которой выросли как популяция паразитов. Весь фатализм цивилизации состоит в том, что она сама сохраняет отбросы общества, давая им возможность плодиться.

Так Стоддард обосновывает ключевое понятие своей биофилософии «недочеловек» («underman»). Недочеловек, по мнению ученого, это существо, не соответствующее интеллектуальной и моральной планкам общества, в котором он обитает. Недочеловек — это закомплексованный злобный организм, из за своей неспособности самореализоваться намеренно занижающий нормы и стандарты цивилизации. Недочеловек самым фактом своего существования поставлен в оппозицию к цивилизации, которую он инстинктивно ненавидит по причине своей неполноценности, мечтая отомстить ей всеми возможными способами, но более всего через стихийный бунт. «Каждое общество порождает в себе орды дикарей и варваров, созревших для восстания и всегда готовых излить ярость и уничтожить его», — пишет американский ученый в связи с этим. Социальная возгонка низших элементов в обществе через высвобождение их революционной энергии и ведет к «атавистическому восстанию».

Книга была написана под впечатлением большевистской революции в России, где новое общество как раз создавалось по принципу, воспетому в Интернационале: «Кто был ничем, тот будет всем». Так начиналось заражение всего общества пьянящим восторгом революции. Культ равенства в моральной и умственной нищете, уничтожение всего значимого, элитарного это главная отличительная манера поведения недочеловека, когда он чувствует свое торжество над породившим его обществом. «Антиотбор» — это его базовая философия жизни. «Идея «естественного равенства» является одним из самых пагубных заблуждений, которым когда либо страдало человечество», заключает Стоддард. Всеобщее равенство означало бы тепловую смерть в соответствии с законами термодинамики. «Нет такого слова, как «равенство» в лексиконе природы». По мнению ученого, социализм ущербен в своей биологической сути, ибо противоприроден. Крах мировой системы социализма тому наглядное подтверждение.

Человек формируется наследственностью, а не средой. Это доказано всем ходом развития истории. Тесты интеллектуальных способностей также подтверждают неравенство между людьми. Интеллект наследуется как отдельными людьми, так и целыми расами. В силу своей противоестественности идеология равенства имеет вычурную и софистическую риторику. «Цивилизация развивается в сторону увеличения неравенства», вновь пророчески утверждает Стоддард. Различия в коэффициенте интеллекта у различных людей приводят к их социальному расслоению, что дифференцирует их биологическую ценность. Этот всеобщий закон живой материи справедлив вообще для всех групп организмов в природной иерархии. «Гиганты не склонны вступать в брак с карликами».

Вырождение, как правило, проходит в нескольких сферах: в биологической, психической и моральной. Всё это ведет к глобальному расовому обнищанию цивилизации. А сам бунт против цивилизации гораздо серьезнее, чем мы склонны себе это представлять, так как он задевает самые тонкие слои человеческой психики, порождая к жизни даже такие явления, как «культурный большевизм» и «дегенеративное искусство».

Таким образом, очевидно, что в рассуждениях Стоддарда, по классическим меркам, нет ничего экзотического и не соответствующего постулатам современной науки, тем более что в них не содержится никаких оскорблений по расовому признаку, а лишь справедливая критика социокультурных недостатков. Существование мирового коммунистического заговора с центром в Москве в то время ни для кого не было секретом. А развенчание марксизма у Стоддарда было лишено антисемитизма.

Американский ученый наглядно описал характерные психические симптомы назревающего бунта против цивилизации. Это ослабление нравственности, исчезновение логики мысли и действий, болезненная раздражительность, шатание общественного мнения по любым вопросам, невосприимчивость к чужим страданиям, исчезновение морального единства, выветривание чувства долга из массового сознания.

Стоддард наглядно показал, что идея автоматического прогресса ложна по своей сути, поскольку факторы всеобщей деградации также являются неотъемлемой частью исторического процесса. Вкратце это можно описать так. Призрак животного атавизма у людей всё время витает над цивилизацией, грозя ниспровергнуть все ее рукотворные достижения и похоронить в пучине анархии. В водовороте революции, направленной против цивилизации, сначала разрушаются социальные ценности, а затем и расовые, что ведет к необратимым последствиям. Революции напоминают биологический процесс воспаления живой ткани, когда только по некоторым визуальным признакам можно догадаться о грядущей трагедии, которая, как гангрена, готова пожрать еще недавно цветущий организм. Распад социальной структуры начинается с безудержной и безапелляционной критики существующих устоев цивилизации, расшатывания ее моральных скреп, болезненного теоретизирования, шумной и необоснованной агитации. Социальная критика всегда ведет к упрощенчеству и примитивизму мышления. Сложные проблемы предлагается решать простыми революционными действиями.

Персонифицированными историческими примерами такого рода идеологии являются, как считал Стоддард, Жан Жак Руссо и Лев Толстой, которого он ассоциировал с идеологом русской революции. Французская и русская революции — это типичные образцы психической болезни, сопровождающей бунт против цивилизации.

«Основной характеристикой большевизма является насилие», пишет Стоддард. В большевизме революция это