Литвек - электронная библиотека >> Светлана Николаевна Попова и др. >> Детская образовательная литература и др. >> Истории обыкновенных вещей >> страница 3
дней. Каждый четвертый год становился «годом со днем» — имел 366 дней. Количество «полных» месяцев (31 день) осталось прежним, а к каждому «пустому» (29 дней) и к февралю с его 28 днями прибавили по одному дню. Опять февралю не повезло — он имел 30 дней раз в четыре года, а в обычные — 29.


Истории обыкновенных вещей. Иллюстрация № 13
Арабский календарь.


Истории обыкновенных вещей. Иллюстрация № 14 Римский календарь. III в. н. э.


После смерти Юлия Цезаря в его честь один из месяцев назвали июлем. Преемником Цезаря стал Октавиан. За свои императорские заслуги он получил от знати титул Августа, то есть Священного. Это событие было увековечено — появился месяц август. Но в августе насчитывалось 30 дней, а в июле — 31. Разве мог честолюбец стерпеть, чтобы в его месяце оказалось меньше дней, чем у предшественника? И тогда у последнего в году месяца — февраля, который всего-то имел 29 дней, был отнят один день и отдан августу.

Казалось, теперь с путаницей покончено. Но в календаре Цезаря была допущена вроде бы незначительная ошибка — длина календарного года стала на 11 минут больше астрономического. Сначала этого никто не замечал, но через 2 тысячи лет май сместился бы на апрель, а сентябрь — на август.

Споры о том, как поправить дело, начались давно и велись очень долго. Только в 1582 году папа римский Григорий XIII утвердил новый календарь, названный в его честь григорианским. Справедливости ради надо сказать, что папа никакого календаря не придумывал. Его автором был итальянский врач и астроном Лилио. Честолюбивый папа римский взял на себя ответственность, начертал слово «утверждаю» — и увековечил свое имя. Этот календарь исправлял ошибки юлианского, но не совпадал с ним на 10 дней. В последующем этой разнице предстояло увеличиваться: в XVIII веке — до 11 дней, в XIX — до 12, в XX и XXI — до 13, а в XXII — до 14 дней и т. д.


Истории обыкновенных вещей. Иллюстрация № 15 Мексиканский календарь.


Григорианский календарь был немедленно введен во Франции, Италии, Португалии.

В Древней Руси летосчисление велось от «сотворения мира», а не от «рождества Христова», как в григорианском. Сначала год начинался с марта, а с конца XV века — с сентября. Петр I указом 15 декабря 1699 года установил новое начало года: вслед за 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» наступило 1 января 1700 года: «Для доброго начинания приказано было в Москве все дома украсить зелеными ветвями (елкой) и друг друга поздравлять с Новым годом и новым столетием (столетним веком). Никогда новое столетие от старого так не отличалось», — писал А. С. Пушкин в «Истории Петра». Но принятый календарь был юлианским.

Решение о переходе на григорианский календарь принято 26 января 1918 года. Новый календарь ввели с 1 февраля (по старому стилю) 1918 года. Этим календарем до сих пор пользуются в нашей стране и во многих других странах.

Календарь — древнейшее изобретение человека. На скалах мыса Бесов Нос, что на восточном побережье Онежского озера, долгое время внимание туристов привлекали загадочные линии, штрихи и овалы, процарапанные каменными резцами первобытных людей. Эти пометы оказались… календарем. Звездочетам каменного века потребовались, понятно, многие годы наблюдений, чтобы создать такой календарь. Подобные памятники истории цивилизации находят во многих районах земного шара. Но, конечно, ими творческая мысль изобретателей не ограничилась, тем более что не везде люди считали время одинаково, в одних местах в расчет брали движение Солнца, в других — фазы Луны, в третьих — расположение звезд. Благодаря этому и появились разные календари, именуемые христианскими, мусульманскими, буддистскими. Да и они имели много разновидностей. Очень интересна в этом отношении Индия. До 1957 года в стране действовало несколько официальных и около 300 местных календарей!


Истории обыкновенных вещей. Иллюстрация № 16 Астролог.


Астроном.

Истории обыкновенных вещей. Иллюстрация № 17
В календарях японцев долгое время летосчисление связывали с «императорскими эпохами» — годами правления того или иного императора. А таких эпох набралось около 250. И день рождения японцы отмечают по-особенному: в Новый год (независимо от дня появления человека на свет). Так что ребенку, родившемуся 30 декабря, 1 января исполняется уже один год. В княжестве Бутан придворные астрологи в конце каждого года составляют гороскоп на следующий. Когда они видят, что на такой-то месяц или день выпадает неблагоприятное сочетание звезд, этот «нехороший» день или месяц из календаря выбрасывают и заменяют другим. Поэтому случается, что бывают в году два августа и ни одного сентября.

Совсем немногим более ста лет назад в наших северных деревнях были в ходу календари-фартуки с вышивкой. Знаки отмечали различные сельскохозяйственные циклы: сев, уборку урожая, выгон скота на пастбища, пахоту, сенокос, охоту и др. Это был месяцеслов, или земледельческий народный календарь, тесно связанный с трудовой жизнью. Возьмем только май. Здесь и день Ирины-рассадницы, когда высаживали рассаду на грядках, и Никола вешний — в этот день сажали картофель и сеяли яровые, и день Сидора-огуречника, и день Олены-льносейки, и Федосьи-гречишницы.

Настенные календари-месяцесловы с 1727 года выпускала Петербургская академия наук. Кстати, у современных календарей, созданных типографским способом, есть далекий предок, связанный с именем знаменитого первопечатника Ивана Федорова. Князь Острожский решил завести в родовом замке печатню. Вызвал он в Острог Ивана Федорова Здесь-то 5 мая 1581 года и издал Федоров скромный листок, на котором напечатал стихи, посвященные каждому месяцу. Помечены были и наиболее важные даты.

Первые отрывные календари стал печатать в конце прошлого века известный издатель И. Сытин. Ярко оформленные, они пользовались большой популярностью у народа. Консультантом сытинского календаря был Л. Н. Толстой. Сам Сытин писал о своем замысле: «За издание календаря я взялся не сразу и готовился к этому делу целые пять лет… Я смотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни».

Сейчас тираж всевозможных календарей составляет 40–50 млн. экземпляров. Из них добрая треть приходится на долю самого традиционного, называемого в народе численником, — отрывного настенного календаря. В его подготовке участвуют в среднем 2 тысячи человек — известные общественные деятели, представители науки, искусства,