Литвек - электронная библиотека >> Ральф Иззард >> Научная литература и др. >> По следам снежного человека >> страница 85
и, вероятно, также подкожная клетчатка таинственного двуногого гималайского антропоида отличаются большими размерами и более развиты, чем у гориллы. Как и в примере со следами, не только размер скальпа, но и его форма дают основания предполагать, что йети обладает значительной силой и могучим сложением.

При сравнении скальпа снежного человека с головой гориллы следует сделать известные оговорки. Прежде всего горилла не двуногое животное и не держит голову прямо, как человек. Это отражается на форме головы и, в частности, на расположении черепных гребней. Мощные затылочные мышцы (мышцы шеи) покрывают затылочную часть черепа и прикрепляются у верхушки головы. Если этот толстый слой мышц считать частью «головы» гориллы, то голова окажется исключительно длинной. Окружность головы гориллы, измеренная по линии, по которой был срезан скальп йети, включает не только череп, но и шейные мышцы, прикрепленные к затылочной поверхности черепа. Судя по длине окружности, голова гориллы оказалась бы большей величины, чем голова йети (72–85 см у первой и 67 см у второго).


По следам снежного человека. Иллюстрация № 46
Рис. 5. Череп и мышцы головы гориллы (схема). 1/8 натуральной величины

Строение черепа также обнаруживает различие, зависящее от того, держит ли животное голову в вертикальном или в горизонтальном положении. У гориллы затылочный гребень находится очень высоко и на верхушке черепа соединяется с продольным сагиттальным гребнем. Оба гребня образуют букву «Т», причем вертикальная палочка соответствует сагиттальному гребню, а горизонтальная — затылочному. Жевательные мышцы (височные мышцы у гориллы покрывают большую часть черепа и прикреплены к сагиттальному гребню, а сзади к затылочному (рис. 5).

Предположим, однако, что имеется двуногое существо, которое держит голову прямо, но обладает такими же мощными, как у гориллы, жевательными мышцами. Положение черепных гребней на черепе такого существа было бы иным. Затылочный гребень, служащий для прикрепления шейных мышц, был бы расположен ниже на затылочной поверхности черепа и не достигал бы верхушки. Такой случай мы имеем у ископаемого южноафриканского австралопитека. При таком положении затылочного гребня височные мышцы не были бы прикреплены к нему и все их волокна шли бы в направлении верхушки головы к сагиттальному гребню. В результате затылочный гребень стал бы меньше, но сагиттальный гребень увеличился, и вместе с тем увеличилась бы высота головы. Череп приобрел бы форму, на которую указывает скальп снежного человека.

Принимая в качестве рабочей гипотезы предположение, что снежный человек родствен ископаемому гигантопитеку, мы можем объяснить своеобразную форму и остальные характерные признаки скальпа снежного человека. Профессор Брум писал о зубах гигантопитека:


По следам снежного человека. Иллюстрация № 47
Рис. 6.Реконструкция черепа Paranthropus. crassidens (схема). 1/6 натуральной величины

В китайской аптеке в Гонконге (Виктории) фон Кенигсвальд в 1934–1939. гг. обнаружил три зуба гигантской обезьяны или человека. Больше ничего об этом существе неизвестно, как и неизвестно, откуда взялись эти зубы. Фон Кенигсвальд считает, что они принадлежали огромной человекообразной обезьяне, которую он назвал гигантопитеком. В 1939 г. я высказал предположение, что они, по-видимому, имеют более близкое сходство с зубами нашего южноафриканского питекантропа (Брум, 1950, стр. 17; курсив Чернецкого).

Вряд ли, однако, возможно настаивать на непосредственном родстве между австралопитеком и гигантопитеком. Первый жил, вероятно, 2–2,5 миллиона лет назад, гигантопитек — гораздо более поздняя форма. По мнению фон Кенигсвальда, любезно сообщенному им автору настоящей статьи, гигантопитек жил за 300 000–400 000 лет до наших дней.

Среди австралопитеков некоторые недавно обнаруженные формы обращают на себя внимание большими размерами: в частности, это относится к Paranthropus crassidens с очень большими, массивными челюстями и соответственно с хорошо развитым сагиттальным черепным гребнем (рис. 6). Paranthropus crassidens обнаруживает те же характерные черты, что и гипотетическое существо, описанное выше: сагиттальный гребень расположен низко на затылочной поверхности черепа. Реконструкция черепа парантропа показывает, что сагиттальный и затылочный гребни отделены один от другого и что жевательные мышцы прикреплены только к сагиттальному гребню.

Зубы гигантопитека имеют ту же форму, что и соответствующие зубы парантропа и гориллы, но по размерам вдвое больше. Следовательно, у гигантского примата челюсти, жевательные мышцы и сагиттальный черепной гребень должны быть значительно больше, чем у ископаемого южноафриканского питекантропа или у самой крупной из современных африканских человекообразных обезьян. Если, приняв за основу сходство с австралопитеками, мы попытаемся реконструировать череп гигантопитека, а затем представить себе форму его головы, то мы обнаружим, что скальп снежного человека вполне мог бы соответствовать такой голове.


По следам снежного человека. Иллюстрация № 48
Рис. 7.Реконструкция головы снежного человека (схема). 1/8 натуральной величины


В скальпе йети имеется еще одна деталь, дающая возможность провести параллель с анатомическим строением головы гориллы. Ч. Стонор отметил наличие своеобразного гребня или киля, идущего от передней части головы к ее верхушке, а затем вниз по задней поверхности до края скальпа. Этот гребень образован небольшим кожаным валиком, покрытым жесткими волосами, которые имеют наклон к средней линии гребня.

У гориллы подкожная клетчатка образует заметное утолщение над сагиттальным гребнем, и над этим утолщением кожа слегка приподнята, подобно тому, что мы видим на скальпе снежного человека. Имеется, впрочем, следующее различие: у снежного человека гребень существует не только на передней поверхности головы, но распространяется на всю заднюю поверхность шлемообразного скальпа. Мы снова вынуждены прийти к выводу о наличии у снежного человека высокого сагиттального гребня, мощных жевательных мышц и огромных челюстей.

Существенное значение имеет совпадение цвета и формы скальпа с краткими описаниями живых йети, сделанными видевшими их людьми. Все сходятся на том, что снежный человек рыжевато-бурого цвета. По словам Стонора, «шерсть по общему тону рыжеватая, местами черновато-бурая». «Голова… высокая и заостренная», — рассказывал один из шерпов. Это наблюдение опять-таки согласуется с