Литвек - электронная библиотека >> Павел Иустинович Мариковский >> Природа и животные >> Бриодемус-музыкант >> страница 18
своеобразно: снаружи он прикрыт членистыми придатками — педипальпами и находится как бы в футляре; главная часть представляет собой зазубренный хоботок — гипостом, а под гипостомом расположены небольшие крючки — хелицеры.

Крупный клещ-дермацентор недолго выбирает место. В бинокуляр видно, как он раздвигает в стороны педипальпы, размахивая крючьями хелицер, надрезает кожу и, заправив в разрез гипостом, вонзает его в тело. Округлый гипостом клеща погружается неглубоко. Кожа постепенно облекает его тонким футляром. Через десять минут присасывание закончено. Теперь вступает в действие яд слюны, парализующий кровеносные сосуды и расширяющий их. Наверное, в слюне есть и вещества, притупляющие чувствительность: присасывание клеща неболезненно и далеко не всякий его способен ощутить.

Вот почему так легко вытащить присосавшегося дермацентора. Мелкозазубренный гипостом держится некрепко, а тонкий футляр кожи, обтягивающий хоботок, без труда разрывается. Да и сам клещ, смазанный всякими веществами, способен отцепиться. Впрочем, в этих веществах нет никакой необходимости.

Как же ведет себя клещ-иксодес? Его гипостом вооружен крупными зубцами, направленными назад и в стороны, и напоминает остроотточенный гарпун. Иксодес не надевает кожу на гипостом. Он вонзает его вглубь и настолько сильно, что постепенно погружает в кожу даже переднюю часть тела. Клещ уже не способен освободить хоботок, чем бы вы на него ни воздействовали.

Кстати, интересно посмотреть, как клещ пьет кровь у кролика. Три дня он будто и не сосет кровь и почти так же худ, как и раньше. За это время кожа вокруг его хоботка усиленно набухает от воспаления и притока крови. На четвертый день клещ быстро увеличивается до размеров большой фасолины. Как же он теперь освободит из плена свой острозубый гарпун? Но под действием, по-видимому, все той же слюны ткань тела кролика изъязвляется, становится рыхлой, и клещ свободно отваливается.

Во всем этом, конечно, есть особый смысл. Напившийся до предела клещ легко уязвим и может быть раздавлен. Вот почему три дня происходит только своеобразная подготовка, а насасывание заканчивается в возможно короткие сроки. Изъязвление — своеобразный ключ, открывающий ненужный теперь крепкий замок.

Но как вытащить клеща, чтобы ротовые придатки вышли из ранки без остатка, и не выдавить при этом опасной слюны? Нельзя ли что-нибудь придумать? Приходит мысль изготовить специальную тонкую пластинку, прочную и не окисляющуюся на воздухе, с постепенно суживающейся щелкой, в которую и заправлять клеща, прежде чем вытаскивать. Но пластинка оказывается неудобной. Может быть, следует сконструировать специальный аппарат, извлекающий клеща под низким атмосферным давлением? И многое другое, сложное и неосуществимое, приходит в голову.

…Ночью были заморозки, и лужи покрылись тонким хрустящим ледком. А днем, когда вышло солнце, стало в лесу тепло. Запели птицы. Пришлось сбросить ватную куртку и спрятать ее в рюкзак. Наш путь лежал к далекой реке через лесные увалы. Вдруг мне показалось, будто туда, где на плечо давила лямка рюкзака, попала острая соринка. Следует проверить, что там такое. На плече в коже сидела, краснея ярким брюшком, основательно присосавшаяся самка иксодового клеща. Надо доставать пинцет и затевать процедуру вытаскивания. В это мгновение взгляд случайно падает на вывалившуюся из кармана рюкзака катушку ниток.

Сколько было поисков, а все оказалось так просто: из ниток можно сделать петлю и накинуть ее на клеща. Коля быстро вяжет петлю, а я, осторожно захватив клеща пальцами, слегка оттягиваю его вверх.

— Ну, теперь завязывай!

Петля суживается и, скользя по бугорку оттянутой кожи, затягивается у самого основания хоботка. Хоботок крепко перехвачен. Сдавлены и проходящие в нем протоки слюнных желез, в которых может находиться вирус энцефалита. Неторопливо за оба конца я тащу нитку. Черный хоботок постепенно показывается из ранки. Мне хорошо видно, как за ним тянутся тонкие и эластичные волокна кожи, зацепившиеся за зубцы. И вот хоботок почти весь наружи. С легким щелчком клещ выскакивает и отлетает в сторону. Чудесная петля отлично выполнила свое назначение.

Я всюду рассказываю о своем способе вытаскивания клещей и даже поместил его описание в научном журнале. Но часто новшество медленно завоевывает признание, и до сих пор попусту смазывают присосавшихся клещей разными веществами, тянут пальцами или пинцетом, впрыскивая в свое тело слюну клещей вместе с вирусом опасной болезни. Когда я встречаюсь с этим, мне невольно хочется рассказать, как просто избежать опасности. Поэтому я и написал этот коротенький очерк.

Содержание

Бриодемус-музыкант … 3

Паук-пассажир … 7

В степях Хакассии … 12

Бесстрашная мирмика … 15

Лиственница … 19

Обитатели глиняного откоса … 22

Пчелиное озеро … 28

Комочки на машине … 30

Гнездо под землей … 32

Двойная выгода … 37

Слепни … 40

Кротовый бутанчик … 13

В новый дом … 46

Муравьи-«химики» … 50

Домовой гриб … 51

Защитники леса … 53

Новые способы переселения … 56

Таинственный пленник … 58

Древоточец в неволе … 61

Дупло старой осины … 65

Опасный враг … 71

Чудесная петля … 75


Бриодемус-музыкант. Иллюстрация № 33

Примечания

1

Дождевые черви прокладывают ходы в земле, проглатывая ее и пропуская через кишечник.

(обратно)

2

Самки слепней, напившиеся крови, откладывают яички во влажную землю, где и происходит развитие личинок. Пупарии — последняя стадия развития, из них выходят взрослые мухи.

(обратно)

3

Муравей-древоточец, в противоположность многим другим муравьям, никогда не поедает трупы представителей своего вида.

(обратно)

4

Органы обоняния у лесных клещей расположены на передних ногах.

(обратно)