Литвек - электронная библиотека >> Валерий Ильич Окулов >> Языкознание и др. >> DS: Bibliographomania, или Жизнь удалась! >> страница 14
(название условное, думаю придумать лучше).


«Лучше» не придумалось, именно «Буквоед» — информационно-библиографический бюллетень Содружества библиографов СНГ под редакцией Халымбаджи и Харитонова начал выходить в 1998 году. Но год-то был «дефолтный», так что вышло всего 15 выпусков… Использовались материалы В. Борисова, И. Соколова, А. Тутова, А. Лубенского, А. Джагинова и др., мои тоже использовались.


Из писем ИГХ/

26: Весь июль отсутствовал — лечил свою стенокардию. После приезда никак не могу разобрать почту. Но ей-богу на все ваши письма я писал ответы! Но почта… Наше заочное Содружество Библиографов фантастики начало работу! Подготовил 8 выпусков ньюслеттера «Буквоед», часть отправил на тиражирование в Москву Харитонову. Обещал Ройфе отксерить штук 20. Кое-кто уже присылает сведения, тот же Борисов из Абакана. Возродились клубы… Уж и не знаю, к чему бы это? Жизнь хреновая, денег на книги нет… Тоска!

Валерий! Написал бы ты парочку статеечек — для Заочного КЛФ «УС» (если тебя устроит в качестве гонорара номер журнала со статьёй)… Спасибо тебе за библиографические исследования! Я в Казани плотно поработал в университетской библиотеке, смотрел подшивки за 1872–1919 годы. Сколько фантастики печаталось и сказок! Решил сделать выпуск «Фантастика и сказки, изданные на территории Татарстана в 1872–1998 гг»… Доброй фантастики!


27: Поздравляю с Новым, 1999 годом! Желаю здоровья, счастья, и главное — удачи! Удачи, в которой нас стараются разуверить. Живём невесело. Одна отдушина — фантастика. Занимаюсь клубом, который живёт несмотря ни на что, «Ур. следопытом» (в котором уже даже зарплату не платят), «Аэлитой-99» (она состоится в последнюю неделю марта). Переписка уменьшилась катастрофически… порой нет денег купить конверт (когда такое было?) «Буквоед» все же выходит, и даже доходит до зарубежья. Болгарские фэны решили издавать нечто подобное… Это всё стараниями Жени Харитонова.

Августовская финансовая катастрофа, устроенная господами Кириенко и Немцовым, разрушила многие издательства, и число книг на прилавках поубавилось (зато следить стало полегче)… Посылаю пару номеров «Буквоеда»… Ройфе обещал делать большее число экземпляров ньюслеттера, пока же они сделали всего 8…

В клубе (ему идёт уже 19 год) встретили Новый год, выпили чаю, послушали рассказики Миши Немченко. КЛФ остался в городе один, год встретили не очень весело, но хоть без слёз. Пиши, Я всегда рад весточки от тебя, как глотку свежего воздуха!

P. S. Умерли перед Новым годом Штерн, Альтов, Гуревич. А Немцов скончался ещё 4 года назад…

P. S. S. Очень расстроился, что упустил в своей статейке в «Если» «Окулу». … Я ведь видел номера у Вити Бугрова, до того, как его собрание фэнзинов в «УС» не пропало… извинить меня может только то, что писал статейку, чтобы не обижать Диму Байкалова, которого очень уважаю, который и попросил меня сделать это. «Отписался», ведь я не фэнзинер, не литературовед, не критик, и даже библиограф липовый. Моим главным хобби всегда было сочинение рассказиков. Так что промах мой естественен, хоть и непростителен.


28: Здравствуй Валерий! Давай уж на ты — знакомы много лет, что уж там выкать… [И.Г. в предыдущих письмах постоянно переключался с «ты» на «вы», потому что я-то всегда его величал по имени-отчеству и на «Вы» — уважал!] Получил твоё послание с микроисследованием библиографическим. Спасибо! Сделаю № 13 специальный, из подобных исследований, целиком (так сказать) авторский. Обязательно пришлю тебе. Пока никак не могу наладить тиражирование нашего «Буквоеда». Может, на «Аэлите» что-то решится. Она должна получиться очень красивой, театрализованной…

Посылаю тебе «членский билет» Содружества библиографов фантастики.

Я стараюсь не падать духом. Хотя с августа лишился большинства своих заработков… В КЛФ ползу (в прямом смысле слова, т. к. хожу на нитроглицерине как машина на бензине), и рецензии строчу для газеты, и в «Следопыте» веду «Заочный КЛФ», а теперь и всю фантастику. Сейчас «Аэлита» навалилась…

Библиография, действительно, успокаивает. Я всё больше в неё втягиваюсь, хотя некогда Витя Бугров втравил меня в неё с трудом. И только лет 10 назад я принялся ею заниматься по-настоящему, перелопачивая подшивки, делая выписки, интересуясь жизнью писателей. Когда начал работать над проектом Пищенко, так и оставшимся незавершённым. Но мечта эта, сделать максимально полную библиографию по регионам меня не оставляет. Осенью 1998 сделал указатель «Фантастика, изданная на территории Татарии 1830–1998 гг». Казанский КЛФ «Странник» вроде берется растиражировать его в 100 экз. Может, предложу ДВ издательству «Частная коллекция» указатель по ДВ. Глядишь, так и все 75 выпусков удастся издать…

«Аэлита 99» похоже, соберет сотни две гостей… Фэндом сильно помолодел, чувствую себя эким Мафусаилом. Старики практически не ездят никуда… Одни «смешные мальчики и девочки»… Ностальгически вспоминаю былые времена.

А тут ещё узнал, что убили нашего библиографа из Орска, В. Почиталина, а в 98-м умер 39-и лет Женя Носов… Хорошо хоть молодые библиографы НФ появляются, а то ощущения одиночества было бы не избежать…


Это письмо я получил в середине марта, с ответом не спешил — составляя список публикаций в нашей местной печати за январь-март для очередного выпуска «Буквоеда». А в конце месяца узнал печальную весть… На брудершафт уже не выпить…

Игорь Георгиевич и сейчас для меня образец Библиографа (с Большой Буквы). Потому что его «библиографомания» (усилиями его же и последователей) приносила замечательные плоды в виде выпущенных указателей, эссе, статей и заметок. А если бы удалось выпустить всё наработанное! Неужто так «фантастикой» это и останется…

За три года до кончины в беседе с Евгением Харитоновым Игорь Георгиевич чётко сформулировал своё отношение к библиографическим занятиям:

Как это ни печально, многие и вправду считают работу библиографа скучной и нетворческой. Впрочем, я не собираюсь никого переубеждать в этом. Те, кто стоит на подобных позициях, как мне кажется, люди лишенные азарта исследователя и первооткрывателя. Проработав 40 лет геологом, я пришел к выводу, что библиографические изыскания во многом напоминают поиск полезных ископаемых. И сколько радости доставляет находка после долгого перелопачивания «пустой породы»! Занятия библиографией требуют особого склада души, определенных черт характера: настойчивости, терпения, скрупулезности, внимания. Лично мне