ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Хэл Элрод - Магия утра для высоких продаж. Самый быстрый способ выйти на новый уровень - читать в ЛитвекБестселлер - Джером Дейвид Сэлинджер - Над пропастью во ржи (сборник) - читать в ЛитвекБестселлер - Сергей Сергеевич Вялов - Желудочные войны - читать в ЛитвекБестселлер - Анна Бабич - Внутренняя опора - читать в ЛитвекБестселлер - Арт Гаспаров - Как стать дипломатом в разговоре - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Акунин - Собачья смерть - читать в ЛитвекБестселлер - Милена Валерьевна Завойчинская - Модный салон феи-крестной (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Элла Ли - Женщина нового времени. Переворот. Как найти интересное дело и зарабатывать на этом много денег - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Анатолий Викторович Чехов >> Детские приключения и др. >> У самой границы >> страница 68
сказал Рязанов.

«…Особый привет мы шлем самым молодым пограничникам Саше Панкратову и Славе Рязанову. Разведывательная партия благодарит вас, ребята, за оказанную помощь и желает в будущем так же добросовестно относиться к своей работе, как это сделали вы, как подобает относиться к делу советским пограничникам…»

Саша и Славка посмотрели друг на друга. Нет, определенно не знали в Москве, в Академии наук, как они сами себе все испортили. И геологическую схему толком не составили, и пулемет капитан взял и отправил в музей без всякой надписи. Так вот просто и сообщил: «Найден на территории заставы».

Правда, когда Саша лицом к лицу столкнулся со шпионкой, он поступил, как и подобает военному человеку: не растерялся, не спасовал перед неожиданностью. Но ведь задержали-то шпионку не они со Славкой, а пограничники. И еще неизвестно, чем бы все кончилось, если бы он, Саша, и в самом деле оказался один на один с Аграфеной.

— Ну что ж,- сказал дядя Андрей,- письмо мы обсудим, а ребятам что-то уж слишком большая честь. Можно подумать, что академики и правда «молодым пограничникам» пишут.

— Ну, как же,- запротестовал Славка,- тут даже по фамилиям сказано!

— Мало ли что «по фамилиям»! — ответил дядя Андрей.- Не так-то просто пограничником быть, это звание еще заслужить надо!

— Да они заслужили,- неожиданно для ребят сказал капитан,- как думаешь, замполит? Я думаю — заслужили…

— Не знаю, может быть, и то не совсем, а лет через пять, может быть…

Но Саша видел, что дядя Андрей смеется и говорит неопределенно, чтоб они не очень задирали носы. И капитан и старший лейтенант просто не хотели хвалить их в глаза. А на самом деле им и самим было приятно, что о ребятах даже в Москве знают, и не где-нибудь, а прямо в Академии наук.

— Вот что,, академики,- сказал капитан,- пора в путь-дорогу собираться. На заставу машина пришла, подвезет вас до станции, и Айно вот-вот приедет.

Саша первый раз в жизни ехал по железной дороге без взрослых. Нюра нисколько не боялась его отпускать и даже просила посмотреть за Славкой, чтобы Славка чего-нибудь не натворил.

Но как жаль было расставаться с заставой! И всегда так: только привыкнешь на новом месте, а уж надо двигаться дальше, разберешься в каком-нибудь деле, а впереди еще более сложные и трудные дела. С каждым днем — все выше и выше, с каждым годом — на новые ступеньки жизни.

Подходя к заставе, они увидели возле сарая раскрасневшегося сердитого Альку, а перед ним вялого, замученного Тобика.

Алька видел, как дрессируют собак, но Тобик очень неохотно признавал его авторитет. Услышав строгий окрик, он сразу же немощно валился на спину, поджимал лапы и мелко вилял обрубком хвоста. Но стоило Альке сказать, что он умница и молодец, Тобик сейчас же начинал прыгать на Альку и бесцеремонно лезть к нему в карманы, набитые сахаром, обрезками колбасы и пирожками.

Когда подошли Саша и Славка, Тобик только раз приветливо вильнул им хвостом и остался терпеливо выслушивать Алькины наставления. Видно было, что он решил во что бы то ни стало до конца освоить его карманы.

Машина стояла на берегу озера, шофер, засучив рукава гимнастерки, окатывал ее из ведра. Айно уже приехала и сидела на телеге рядом с Карпом Яковлевичем.

— Мы сейчас! — крикнули ей ребята и побежали прощаться с пограничниками и заставой.

Саша проскользнул в казарму и остановился возле пирамиды с оружием.

Первым в пирамиде стоял потемневший, иссеченный осколками, как будто только что вынесенный из боя автомат его отца. На стволе и крышке ствольной коробки видны были рубцы и вмятины. Вороненый слой металла давно сошел — по всей длине автомата блестела обнаженная сталь.

Саша тронул рукой тонкий слой ружейной смазки, постоял у пирамиды и тихо вышел.

На пороге ждал его старшина Лавров.

…Машина выехала на бугор. За высокими прозрачными кронами сосен яркой синевой блеснуло озеро. Застава, ветродвигатель на столбе и сторожевая вышка с часовым на площадке стали опускаться ниже, ниже, потом мелькнули в последний раз и скрылись за поворотом.

Шурша колесами по гравию и пофыркивая на спусках, машина неслась все вперед и вперед, опять повернула к озеру, поднялась на бугор, нырнула под ветки могучей сосны, снова пошла вдоль вынесенного на берег камыша.

А на середине озера как будто застыл над неподвижным зеркалом воды каменистый, с высокой темной елью у белой ограды остров Панкратова.

Петрозаводск — Москва

1948-1953 гг.