ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Юлия Ефимова - Потерянное наследство тамплиера - читать в ЛитвекБестселлер - Кунио Каминаси - Антология зарубежного детектива-12. Компиляция. Книги 1-12 - читать в ЛитвекБестселлер - Олеся Галькевич - Тараканы в твоей голове и лишний вес - читать в ЛитвекБестселлер - Эсме Швалль-Вейганд - Дар. 12 ключей к внутреннему освобождению и обретению себя - читать в ЛитвекБестселлер -  Бабайкин - На пенсию в 35 лет - читать в ЛитвекБестселлер - Леонид Клейн - Бесполезная классика. Почему художественная литература лучше учебников по управлению - читать в ЛитвекБестселлер - Энни Бэрроуз - Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков - читать в ЛитвекБестселлер - Алексей Юрьевич Пехов - Крадущийся в тени - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Михаил Садовяну >> Историческая проза >> Жизнь Штефана Великого
Жизнь Штефана Великого. Иллюстрация № 1

М. Садовяну Жизнь Штефана Великого

Жизнь Штефана Великого. Иллюстрация № 2

О месте образа Штефана Великого в творчестве М. Садовяну

Мы живем в эпоху славных годовщин. Никогда еще на календарных листках истории мира не было столько блистательных дат.

Человек, вступающий в зрелость, оглядывается, ища себя в зеркале минувшего, стараясь понять закономерности и ошибки пройденного пути. Человечество эпохи становления социализма и пробуждения колониальных народов Азии и Африки единодушно обращается сегодня к великим датам прошлого, дабы глубже осмыслить свое право на свободу и счастливое развитие. Историческое познание не пустая забава — оно, в то же время, и азбука жизни.

В 1957 году румынский народ отметил пятисотлетнюю годовщину восшествия на престол Молдавского княжества крупнейшего полководца и государственного деятеля молдавского средневековья, господаря Штефана III, единственного среди князей Молдавии, которому благодарная народная молва присвоила имя «великого и святого». И хотя годовщина эта не включена в перечень всемирно-исторических дат — значение этого праздника румынских трудящихся выходит далеко за пределы Румынской Народной Республики. Героическая борьба, которую вело во второй половине XV века Молдавское княжество против турецких поработителей, имела далеко идущие последствия для всех соседних государств, так как задержала на многие десятилетия оттоманское нашествие.

Восшествие Штефана на молдавский престол произошло в тот момент, когда стремление народа к государственному единению, к крепкой власти, которая обезопасила бы жизнь и обеспечила внутреннее спокойствие страны, было сильнее, чем когда-либо.

Наделенный светлым умом, крепкой волей, редкими полководческими талантами, Штефан, будучи феодальным князем, сумел все же постичь сущность этих устремлений большинства тружеников Молдавии. Для него не оставалось скрытым и то переплетение внутренних и внешних факторов, которое и вызывало настоятельную необходимость в прекращении феодальных междоусобиц и усилении центральной власти в княжестве. Братоубийственная война приводила к усилению власти бояр-феодалов, причиняя неисчислимые страдания трудовому люду. Междоусобия ослабляли обороноспособность Молдавии, делали еще беззащитней. Поработители облагали ее тяжкой данью, грабили и разоряли. Все это обременяло прежде всего трудовые массы. Дань платил народ. Меньше всего страдало крупное боярство.

Таково было положение в Молдавии первой половины XV столетия. Заслуга Штефана Великого заключалась прежде всего в том, что, хорошо разбираясь в противоречивых интересах различных классов, он умел вести политику, укреплявшую мощь Молдавского государства.

Одну из основ этой мудрой и дальновидной политики составляло его постоянное стремление никогда не иметь одновременно более одного или двух врагов. Для маленького Молдавского княжества, окруженного со всех сторон сильными, всегда готовыми к нападению феодальными государствами, это был вопрос первостепенной важности. И если Штефану удалось одержать ряд военных побед и сохранить независимость своей страны, то в этом немалую роль сыграли те связи, которые установились между Молдавией и Московским великим княжеством.

Эти братские связи двух народов оставили многочисленные и долговечные свидетельства. Следы их отразились в характере румын, в их языке, обычаях и вере. Дальнейший ход исторического развития показал, что оба государства больше всего выигрывают, когда они находятся рядом в борьбе против общего врага.

Млечный путь до наших дней в народе называют «тропой рабов»; он напоминал путь, который проделывали полоненные жители на восток. Вместе с тем, по нему находили дорогу на родину немногие счастливцы, которым удавалось вырваться из татарского плена. Русский народ по тем же причинам назвал Млечный путь — «Батыевой дорогой».

В XV веке татары по-прежнему продолжали угрожать независимости Молдавии и Московского княжества. Союз Штефана и Ивана III — был крепкой преградой на пути монгольских орд.

Большое значение имели и торговые связи, усилившиеся в годы княжения Штефана. Достаточно вспомнить о словах известного путешественника Афанасия Никитина, отметившего во время своего путешествия через Молдавию, что «Турция и Грузия обильны всем, но самое большое обилие, самые дешевые товары находятся в Волошской стране».

По сохранившимся свидетельствам, в Сучаве была целая улица, названная «русской», где, очевидно, жили русские купцы и ремесленники.

Со временем выяснилось, что для Молдавского княжества опасным врагом был турецкий поработитель. Логика исторического развития показала, что отразить эту опасность Молдавия может только с помощью своего мощного восточного соседа. Румынские княжества добились на некоторое время независимости и сбросили турецкое иго именно с помощью России.

Правда, обстоятельства так сложились, что родственный союз, заключенный Штефаном и Иваном III в начале 80-х годов, не привел тогда к совместным действиям против турок. Московское княжество было занято своей борьбой с Польшей, немецкими рыцарями Прибалтики и татарами Золотой Орды. Но в других отношениях союз этот сказался неоднократно как на пользу Молдавии, так и на пользу Московской земли.

Зять Ивана III, литовский князь Александр, писал тестю: «Штефана-Воеводы панство есть ворота всех христианских земель нашего острова: не приведи господь, если турки ими овладеют». Сам Штефан тоже призывал Ивана III «противу поганьства стояти», на что тот отвечал письмом к великому князю Литовскому, советуя ему помочь Молдавии: «Если бы нам было не так далеко, то мы сердечно хотели бы то дело делать и стоять за христианство… Всякому господарю христианскому должно то дело сберегать и за христианство стоять».

Союз с Иваном III уменьшал опасность, угрожавшую Молдавии со стороны Польши и Литвы. Это особенно подтвердилось в 1497 году, когда польский король Альбрехт вторгся в пределы Молдавии. С ним шли и литовские отряды. Однако Иван III послал тут же грамоту князю Александру, напоминая ему: «Штефан-Воевода с нами в свойстве и единачестве, и мы ныне к тебе наказываем, памятуюче на наше с тобой докончание, чтобы еси брате на Штефана-Воеводу волошского не ходил, а был с ним в миру». Литовское войско остановилось на рубеже. Это дало возможность Штефану разгромить польскую рать в Козминском лесу.

История сохранила немало подобных свидетельств, говорящих о том