Литвек - электронная библиотека >> Иржи Пражак и др. >> История: прочее >> Райнхард Гейдрих — паладин Гитлера >> страница 5
всего, невысказанную вслух потребность отыскать за маской нордического сверхчеловека некую внутреннюю сущность — стремление заглушить собственные еврейские корни путем уничтожения десятков тысяч евреев не только в Германии, но и во всей Европе.

О характере и методах работы Гейдриха можно судить по его приводимым ниже деяниям.

«Ночь длинных ножей»

В начале 1934 года в пивных, где обычно собирались штурмовики, росло недовольство Гитлером. Широкое распространение получил лозунг: «Адольф предает нас!»

В течение долгих лет штурмовиков готовили к взятию власти. Когда же она была взята мирно, конституционным путем, руководство партии не знало, что теперь делать с СА. Перед штурмовиками была поставлена задача «воспитания» молодежи — и только.

Начальник штаба СА Эрнст Рём[21] усматривал в своей организации ядро будущих вооруженных сил, заявляя: «Я — Шарнхорст[22] новой армии». Офицеры рейхсвера[23] его, однако, не признавали, а президент Гинденбург[24] не подавал руки, считая бузотером.

В распоряжении Рёма находились силы в составе 5 армий и 18 корпусов, в основу которых была положена структура кайзеровской армии с ее уставами.

Однако Рём уже понял, что прусская военная школа более не соответствует требованиям времени и условиям ведения современной войны. Поэтому считал, что армия должна быть народной и строиться по милицейскому принципу.

Командование же рейхсвера видело в СА идеальное пополнение вооруженных сил после введения всеобщей воинской обязанности, не собираясь выпускать из своих рук бразды правления.

Поскольку Франция на Женевской конференции по разоружению настаивала на создании в Германии милицейских вооруженных сил, Рём начал вести переговоры с французским военным атташе.

Гитлер, понимая, что без военных специалистов не сможет осуществить свою экспансионистскую программу, попытался пойти на компромисс. По его настоянию военный министр и Рём заключили соглашение, по которому рейхсвер объявлялся вооруженным защитником Третьего рейха, а СА получала право ведения допризывной и резервистской подготовки.

Однако буквально на следующий день Рём заявил: «То, о чем объявил этот ефрейтор, нас не касается. Я не собираюсь придерживаться соглашения. Гитлер вероломен и должен отправиться, по крайней мере, в отпуск. Если он не с нами, то мы сделаем свое дело и без Гитлера».

Вместе с тем, Рём восстановил против себя Геринга[25], который втайне сам намеревался стать будущим главнокомандующим вермахта[26], угрожая его всемогуществу в Пруссии путем создания сети советников СА на территории страны.

Бывший до того на стороне Рёма Гиммлер также перешел на другую сторону баррикад, так как, войдя в союз с Герингом, хотел заполучить его прусское гестапо[27].

Рём перессорился почти со всеми властными группировками режима. В случае его ликвидации вместе с окружением рейхсвер и Геринг избавились бы от нежелательного конкурента, партийные аппаратчики — от возмутителя спокойствия, а СС — от того, что еще связывало ее с СА.

Вот тут-то к делу подключился Гейдрих. Чтобы преодолеть нерешительность Гитлера (Рём был его старым другом), он стал собирать и готовить материалы, которые должны были доказать антигосударственную суть планов Рёма.

Соответствующие сведения Гейдрих получил от обергруппенфюрера СА, шефа управления военной подготовки штурмовиков Вильгельма Крюгера, вступившего к тому времени (апрель 1934 года) в СС. Некоторые данные ему представили бывший генерал Фридрих Граф, почетный фюрер СА, а также командир 7-й дивизии рейхсвера генерал-лейтенант Вильгельм Адам. Но этих материалов было явно недостаточно, поскольку в них лишь говорилось о складах оружия СА в Берлине, Мюнхене и Силезии да приводились недовольные высказывания отдельных лидеров штурмовиков. О подготовке к государственному перевороту речь там не шла.

Продолжая работу по подготовке компрометирующих СА материалов, Гейдрих начал формирование карательных команд в стране, получив от генерала Райхенау[28], главного политического стратега рейхсвера, в свое распоряжение казармы, оружие и транспорт для проведения намечавшейся акции.

Гейдрих проводил мобилизацию своих сил с севера на юг и с запада на восток, считая, что основными центрами возможных столкновений могли стать Бавария, Берлин, Силезия и Саксония. Кольцо вокруг ничего не подозревавших штурмовиков стягивалось все туже.

Следующей фазой подготовки было составление списков лиц — кандидатов в покойники. При этом у него появилась идея об одновременной ликвидации вообще всех противников режима и собственных врагов. Списки эти впоследствии получили все исполнители операции, даже сам Геринг.

Для подкрепления своих «доказательств» опасности для Германии, которую представляло собой руководство СА, Гейдрих не погнушался фабрикацией документов, в числе которых были якобы подготовленные штурмовиками списки подлежавших ликвидации лиц, в которые были включены практически все старшие офицеры рейхсвера, а также списки офицерского состава; намечаемого к исключению из рядов армии. «Добыл» он и документ, подтверждавший наличие связей руководства СА с иностранными организациями и личностями.

Другим трюком Гейдриха явилась рассылка сфабрикованных приказов Рёма (в редких случаях, когда они подвергались сомнению, изыскивались всевозможные «подтверждения», которые, как говорится, притягивались за уши).

Фальсифицированные документы направлялись не только в рейхсвер, но и самому Гитлеру. В некоторых из них шла речь о намерении Рёма «потеснить фюрера на второстепенные позиции».

Вместе с тем обстановка в стране стала нагнетаться, и общественность подготавливалась к предстоявшей кровавой бане.

25 июня Рудольф Гесс[29] выступил с речью, транслировавшейся по всем немецким радиостанциям:

«Горе тем, кто нарушит верность, считая, что окажет услугу революции поднятием мятежа!»

Геринг в своей очередной речи провозгласил:

«Кто нарушит доверие Гитлера — совершит государственное преступление. Кто попытается его разрушить, разрушит Германию. Кто же совершит такое прегрешение, поплатится своей головой!»

Одновременно Райхенау распорядился исключить капитана в отставке Эрнста Рёма из членов «Союза немецких офицеров» за недостойное поведение.

В связи с предстоявшей 28 июня поездкой Гитлера в Эссен объединившиеся Геринг, Гиммлер и Гейдрих разработали сценарий действий, распределив заранее все роли.

Не успел Гитлер сесть за свадебный стол вестфальского
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Захар Прилепин - Собаки и другие люди - читать в ЛитвекБестселлер - Кэт Лорен - Научи меня жить. Книга 1 (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Игорь Романов - Зоопарк в твоей голове. 25 психологических синдромов, которые мешают нам жить - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Александрович Васильев - Легкий заказ - читать в ЛитвекБестселлер - Павел Николаевич Корнев - Нелегал.Том I (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Никита Киров - Волк 3: Лихие 90-е (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Осипович Богомолов - Момент истины - читать в ЛитвекБестселлер - Елена Дорош - Красное солнце валькирии - читать в Литвек