ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Вячеслав Николаевич Курицын - Полка. О главных книгах русской литературы - читать в ЛитвекБестселлер - Дебора Фельдман - Исход. Возвращение к моим еврейским корням в Берлине - читать в ЛитвекБестселлер - Марисса Мейер - Лунные хроники - читать в ЛитвекБестселлер - Люсинда Райли - Сестра солнца - читать в ЛитвекБестселлер - Анна Альфредовна Старобинец - Лисьи броды - читать в ЛитвекБестселлер - Архимандрит Тихон (Шевкунов) - «Несвятые святые» и другие рассказы - читать в ЛитвекБестселлер - Анна Сергеевна Марчук - Хитрый, как лис, ловкий, как тигр. 36 китайских стратагем, которые научат выходить победителем из любой ситуации - читать в ЛитвекБестселлер - Эрих Зелигманн Фромм - Искусство любить - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Николай Корнеевич Чуковский >> Детская проза и др. >> Морской охотник. Домик на реке

Николай Корнеевич Чуковский
Морской охотник. Домик на реке



Морской охотник. Домик на реке. Иллюстрация № 1

МЕЧТАТЕЛИ

Знаешь ли ты, дорогой читатель, кто такие мечтатели? Быть может, ты представляешь себе эдакого разиню, который, задрав голову, бродит по улицам и… мечтает. О чем? Да ни о чем! Просто какие-то неопределенные обрывки мыслей носятся у него в голове, а дома он слоняется из угла в угол, забыв о своих обязанностях, об уроках, поглядывает в окно, думает о чем-то, но никогда не додумывает своих мыслей до конца.

Нет, это не мечтатель. Настоящий мечтатель совсем не таков. Настоящий мечтатель твердо верит в свою мечту, в идею, и всю свою жизнь подчиняет тому, чтобы эта мечта стала явью. У настоящего мечтателя характер сильный и волевой, и разуверить его в его мечте невозможно. За мечту многие мечтатели отдавали свою жизнь.

Был мечтателем и писатель Николай Чуковский.

В детстве и юности он мечтал о далеких странах. А раз мечтаешь о них - необходимо их изучить. И он отлично знал географию, и круглый глобус из папье-маше был для него словно родной дом. Он знал на нем любой закоулок земли, любой заливчик океана и моря, знал климат, представлял природу любой страны. Неведомые страны манили его. Ему хотелось знать как можно больше о мире, который окружал его. Он читал, думал, мечтал… И далекие эти Края становились ему такими близкими, словно он и впрямь там побывал.

Но нельзя только мечтать. Осуществление мечты требует больших усилий, большого труда. Иначе она лопнет, как мыльный пузырь, и разлетится…

Николай Корнеевич хотел, чтобы о его мечтах, стремлениях, желаниях знали люди. И он стал писать книги.

Так, в результате этих мечтаний была им написана книга «Водители фрегатов».

Мечта движет великими мореплавателями и путешественниками. Непреодолимое желание претворить мечту в явь заставляет их бесстрашно пускаться навстречу неведомым открытиям, и порой - навстречу своей гибели. Но, погибая, они твердо убеждены, что мечта их не погибнет вместе с ними. Другие люди подхватят их мечту, и цель будет в конце концов достигнута. Таковы прославленные капитаны из «Водителей фрегатов»: и капитан Джемс Кук, и Лаперуз, и Крузенштерн, и Лисянский, и адмирал Д’Антркасто.

А в зрелые годы, изведав все жестокости войны, которую мы вели против фашизма, горячей мечтой Николая Корнеевича стало справедливое, доброе и человечное отношение людей друг к другу. В его военных рассказах, в романе «Балтийское небо» летчики, с которыми бок о бок во время войны прожил автор,- такие же мечтатели. Они стремятся к дружбе, любви, к счастливой мирной жизни. И, если так случится, гибнут во имя этой мечты…

Мечтатели и дети, герои детских повестей Н. К. Чуковского. Они так увлечены своей мечтой, неистово их охватившей, что пускаются в сложные и опасные приключения, лишь бы добиться ее осуществления.

Разве не мечтательница девочка Катя из повести «Морской охотник»? Воображение ее работает быстро, смело, ее страстная мечта - во что бы то ни стало отыскать отца Мани.

«Я еще сама не знаю как, но я найду его! - говорит она девочке Мане, уже потерявшей надежду найти отца».

Свою недолгую еще жизнь Катя живет, мечтая. В мечтах ома командует крейсером, вообразив себя капитаном. Силой воображения она превратила пещеру в капитанскую каюту. Часами она смотрит оттуда на море, изучая плывущие вдали корабли.

Она любит тайны. Но ее любовь к тайнам тоже продиктована страстью к мечте. Ей жаль расставаться с мечтой. Ведь мечта украшает ее жизнь, делает ее необычайной. Кате сладко само существование мечты. И она держит свои мечты в тайне, опасаясь, как бы люди неумышленно не разрушили их.

А попробуйте сказать Степочке, одному из героев повести «Домик на реке», что и он - отчаянный мечтатель. Он страшно возмутится. Какой он мечтатель?! Он - трезвый, практичный человек. «У всякого человека должна быть цель в жизни, и этой цели приходится подчинять все. У нас с тобой одна цель - стать моряками…» Но ведь цель - та же мечта! И мечта эта так сильна, что своим стремлением осуществить ее он заражает и своего друга Колю.

Часто обыкновенные, обыденные вещи приобретают в мечтах фантастический облик. И то, что на самом деле порой буднично и серо, становится праздничным и светлым.

Необычайно сказочной кажется Коле привычная раскидистая ива на берегу реки. «Огромная ива шелестела над его головой своей тяжелой, незримой во мраке листвою - словно озеро шумело вверху».

Из этих маленьких мечтателей и складываются впоследствии благородные, смелые характеры. И мы должны быть им глубоко благодарны за то, что мечты их движут человечество вперед, открывая для людей все новые и новые возможности.

Марина Николаева

МОРСКОЙ ОХОТНИК
РАНЕНЫЙ МАТРОС

Жила-была девочка Катя.

Но прежде нужно рассказать о девочке Лиде, ее лучшей подруге. Лида жила вместе со своей мамой Марьей Васильевной и маленьким братом Петей. Жили они в городе на берегу моря.

Описать этот город очень трудно, потому что была ночь, а южной летней ночью ничего не видно. В полной тьме раздавался однообразный грохот - это тяжелые морские волны били в береговые утесы. Ни одно окно не светилось: шла война, и враг вот уж пять месяцев стоял под самым городом, и на всех окнах были плотно закрыты ставни. Только изредка на северо-западе, где пролегал фронт, небо озарялось внезапной вспышкой артиллерийского выстрела, и при свете ее на мгновение выступали из тьмы пустые улички, круто сбегавшие к морю.

По одной из этих уличек шел человек.

Он шел очень медленно, придерживаясь рукой за каменные ограды садов, за стены домов. Каждый шаг был ему мучительно труден, дыхание с хрипом и свистом вырывалось из его горла. Он был тяжело ранен в грудь, но помнил, что ему надо идти, и упорно шел все вниз да вниз, туда, где невидимый во мраке мол врезался в море.

Боли он почти не чувствовал, ему только хотелось пить. Ему нестерпимо хотелось пить, и он думал, что если сейчас не напьется, он никогда не дойдет до мола. Рука его нечаянно коснулась деревянной калитки. И он решил войти в калитку, отыскать дверь, постучать и попросить воды. Он шагнул за калитку и вдруг упал. Он упал на спину. Над ним были большие, яркие звезды южной ночи. Но он не видел этих звезд, потому что потерял сознание.

А звезды медленно двигались. Потом взошла луна, ущербная - узенький серп. Потом побледнела луна и побледнели звезды. Солнечный свет вспыхнул на вершинах гор. И при свете утра стало видно, что раненый лежит на дворе перед маленьким домиком.

В маленьком домике