Литвек - электронная библиотека >> Луи Анри Буссенар >> Природа и животные >> Охота для всех >> страница 3
его именем. Это превосходное ружье сумело преодолеть все предубеждения косных членов комитета (кстати, рутинный дух свойствен не только подобным комитетам, но и еще многим общественным и государственным институтам), и принцип действия этого ружья, если и не само ружье, победоносно шествует по миру и в наши дни.

Это ружье можно рассматривать как главное, основное, изначальное в ряду современных ружей, заряжающихся с казенной части.

В первых моделях приклад скользил назад по оси стволов и откатывался на длину патрона. Сближение опорных поверхностей (буртиков) производилось при помощи коленчатого затвора.

Затем Лефоше предоставил полную свободу падения разделенному на отдельные участки у казенной части стволу и позволил ему описывать примерно четверть круга.

Такова вкратце история огнестрельного оружия со времен начала его применения на охоте, и, как мы видим, состоит она из трех фаз: 1) изобретение кремневого замка, 2) начало применения ударного шомпольного ружья, 3) заряжание с казенной части.

Теперь вы можете судить, каков был прогресс.

Можно сказать, что при нынешнем положении вещей наши средства охоты достигли почти совершенства, ибо за последние двадцать лет наши изобретатели не засыпали нас, так сказать, новыми чудесами.

Но кто знает, что приберегает будущее для наших потомков?

ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ

Ружье с шомполом отслужило свое, причем с честью отслужило, и мы его со всем почетом и уважением водворяем в музей древностей. Ибо для нас оно стало тем же самым музейным экспонатом, что и аркебуза.

Теперь же перейдем к рассмотрению современного охотничьего ружья, заряжающегося с казенной части.

Существует два типа ружей: штифтовое ружье системы Лефоше и ружье центрального боя.

Всего лишь пятнадцать лет назад первый тип был на вооружении буквально у всех и каждого. Можно сказать, что это ружье было абсолютно универсальным, и о нем говорили, что это последнее слово современного оружейного мастерства, что никто и никогда не сделает ничего более совершенного, дальнобойного, скорострельного и т. д. и т. д.

Но сегодня!..

Как говорили древние, tempora mutantur et nos mutamur in illis…[24]

И что же? Неужто я уже собираюсь прочесть над ним «De profundis»?[25] Неужто не найдется у меня доброго слова для этого верного спутника нашей юности, прежде чем я с почетом отправлю его вместе с шомпольным ружьем в рай, где рядом пылятся на полках аркебузы, мушкеты, мушкетоны, кремневые ружья и прочие «игрушки» былых времен?

О, ей-же-ей, давайте же воспоем ему хвалу! Прославим его, осыпем цветами и… похороним не мешкая, со всей честной компанией его предшественников!

Согласны?

Мне нечего сказать о первом, примитивном в отношении ствола ружье Лефоше. Я хотел бы только напомнить читателям о его металлической арматуре, бесполезной и очень отяжелявшей все ружье; носить его было крайне неудобно, да и само соприкосновение с ним был неприятно, в особенности зимой.

Над устройством ружья много работали, чтобы устранить эти неудобства, и, надо сказать, преуспели, в пределах возможного, разумеется, изменив систему крепления ремня и заменив металлическую арматуру деревянной.

Причиной, основной причиной, заставившей сегодняшних охотников отказаться от этого ружья и принять на вооружение ружье с центральным боем, был патрон.

В ружье Лефоше применяют патрон, у которого капсюль вделан в донце. Он взрывается при ударе курка о металлический штифт, расположенный перпендикулярно к оси гильзы патрона и образующий вне ствола довольно значительный выступ. В ружье центрального боя, которое сейчас только и производят, капсюль, расположенный в центре донца гильзы, не требует никакого выступа, ибо металлический стержень просто убран за ненадобностью, а огонь ведется при помощи удара молоточка, или бойка, что располагается горизонтально в казенной части, а в наилучших, наисовременнейших ружьях боек располагается даже несколько наискось.

В принципе, может показаться, что различие незначительно. Но, однако, именно это видоизменение казенной части и было главным при определении дальнейшей судьбы двух систем. И результат, как говорится, налицо, во всей простоте и красноречивой грубости свершившегося факта.

Расскажем же в двух словах о преимуществах и недостатках обеих систем.

Штифтовая система. — Цилиндр гильзы часто окисляется в том месте, где он соприкасается с донцем, а потому весь патрон плохо поддается воздействию курка. Когда же окисление значительно, дело доходит до того, что удара по капсюлю не происходит, а следовательно, он не взрывается. Отсюда и осечки. К тому же, сколь ни была бы хороша закупорка отверстия, через которую проходит штифт, она никогда не будет достаточной для того, чтобы полностью избежать выброса искр, что в свою очередь снижает выталкивающую силу пороха, ведет к загрязнению ствола, иногда вызывает разрыв пустой гильзы, затрудняет ее извлечение и мешает введению нового патрона. Кроме всего прочего, продукты сгорания пороха разъедают и портят стенки патронника, казенной части и основания стволов, что иногда даже приводит к их разъединению.

Здесь я прошу всех старых охотников вспомнить свой печальный опыт.

Следует сказать, что ружье этого типа заряжать вообще нелегко, да и не во всяком положении это можно сделать. Патрон требуется очень аккуратно и по всем правилам поставить на место, то есть он должен быть расположен строго в специальной выемке, по срезу зарядной каморы, что сделать не всегда просто, когда требуется быстро зарядить ружье во время облавы или при виде опасного крупного животного, в особенности хищного.

И наконец, патрон может просто напороться на штифт, выпав у охотника из рук, и взорваться.


Система центрального боя. — Можно сказать, что эта система устраняет все вышеперечисленные неудобства. С ней достигается эффект полной закупорки казенной части, благодаря отсутствию штифта при выстреле не бывает выброса искр и продуктов сгорания. Она позволяет также практически автоматически извлекать гильзы, значительно ускоряет и облегчает процесс заряжания, потому что патрон может быть поставлен на место без длительного предварительного нащупывания, на него можно даже не смотреть, да к тому же заряжать ружье можно из любой позиции. Патрон для ружья центрального боя, упав, не взорвется. И наконец, так как замок (казенная часть) в оружии центрального боя подвижен, то мы имеем ружье, которое можно поставить на предохранитель.

Просто поразительно, с какой скоростью