Литвек - электронная библиотека >> Владимир Николаевич Скворцов >> Фантастика: прочее и др. >> Война с баблом (СИ) >> страница 2
стола, один обычный, письменный с компьютером, другой рядом, с инструментами и приборами. Коллектив небольшой, но каждый совмещает функции инженера — схемотехника и программиста, да ещё монтажник и наладчик.

Ближе к полудню заварил чаёк. Когда чай был готов, позвал Костю:

— Иди чай пить, сало с сухарями ещё осталось, будет обед.

— Николаевич, пока чайком балуемся, задам я тебе вопрос? — спросил Костя.

— Давай.

— Вот вчера ты про деньги говорил. Нет, всё правильно, с моей точки зрения, и я согласен с тобой. Но в чём сила денег, по-твоему? Уничтожишь деньги, рухнет цивилизация, потому что не будет возможности обменивать разные виды товаров, рудокоп вынужден будет выращивать зерно, а пахарь копать руду. Получается, хочешь жить, мирись с существующим порядком и оставайся рабом денег? Или того, у кого денег много.

— Всё не так просто, — ответил я. — Одна из причин силы денег — это сохранение деньгами своих свойств во времени. Если, конечно, нет инфляции, которая вызывает обесценивание денег. А, при всех прочих равных условиях, деньги не меняются во времени, тебе не надо беспокоиться об их сохранении. Это не зерно, которое сгниёт, если его не продать. Деньги будут лежать столько, сколько надо. Клады, вырытые спустя сотни лет из земли или поднятые с затонувших кораблей, и сегодня стоят денег. И будут такими же, как и раньше, если не дороже. Единственный недостаток в этом — лежащие деньги не принесут тебе новых денег. И другая причина — воспроизводство денег посредством кредитного процента. Это как раковая опухоль. Если опухоль начала расти, то избавиться от неё практически невозможно, и в большинстве случаев эта опухоль убьёт тебя. Так и здесь. Если тебя посадили на кредит, то ты очень много и долго будешь работать на проценты. Не зря, в средние века, ростовщичество было осуждаемо и запрещаемо церковью. Иисус выгонял ростовщиков из храма, папские буллы грозили отречением от церкви за занятие ростовщичеством. И ростовщиками были иноверцы, евреи, а не добрые христиане. И только после раскола католической церкви и отделения протестантской церкви, принципы полной личной свободы и личного обогащения были возведены в религиозную добродетель. Вот и получается, что сегодня мы следуем ценностям чужой для нас религии.

Но дело даже не в религии. Пусть этим занимаются те, кому этим положено заниматься.

Умные люди давно обратили внимание на эти особенности денег, вернее, я просто повторил их выводы в своей интерпретации. В частности, был такой немецкий предприниматель и экономист, Сильвио Гезелль. Им и была выдвинута теория "свободных денег". Чтобы лишить деньги тех свойств, что я перечислил, он предложил ввести плату за пользование деньгами. И эта плата должна поступать не кому-то, а государству, так как именно государство выпускает деньги. Осуществляется это следующим образом. Выпускаются в обращение свободные деньги, возьмём для примера сто долларов, и действует такая купюра один год. Их особенность в том, что на обратной стороне раз в неделю, допустим в среду, должна быть наклеена марка стоимостью двадцать пять центов. Если такой марки нет, то банкнота считается недействительной. Наклеивать эту марку должен тот, у кого оказалась эта купюра в среду утром. Этот обладатель купюры должен заплатить двадцать пять центов за покупку марки для наклейки на денежку, чтобы продолжить пользоваться этой купюрой. Если он этого не сделает, он потеряет сто долларов. Плата за пользование такими деньгами составит тринадцать долларов в год. Таким образом, получается, что просто держать у себя деньги становится невыгодно, деньги со временем уменьшают свою стоимость, приходится платить за наличие у тебя денег. И платить государству, марку нужно покупать на почте, а почта это государственное учреждение. А раз у тебя нет денег, то и отдать в долг под проценты тебе нечего. А если ты взял в долг, то и платить тебе придётся и дополнительно за пользование деньгами. Получается, что введение временного ограничения на пользование деньгами приводит к исключению процента за предоставления денег в кредит и уничтожению механизма перераспределения денег от бедных к богатым. Да и само понятие кредит при таком подходе теряет смысл.

— Значит, всё-таки есть возможность бороться с баблом? — спросил Костя.

— Получается, что есть, Вот только эта проблема должна решаться на государственном уровне. А нам остаётся только смотреть, как нас раздевают.

— А почему нас раздевают?

— А потому, что практически все предприятия берут кредиты, и в услугах, оказываемых любым предприятием или любой организацией, и в любых товарах, продаваемых на рынке, в цене сидит возврат кредитов. Так что, за что бы ты ни платил деньги из своего кармана, ты вольно или невольно оплачиваешь возврат кредита через стоимость товара или услуги. А кредит берётся в коммерческом банке. А хозяева коммерческих банков — частные лица. Так что, при любой покупке ты отдаёшь часть своих денег кому-то, и кто-то становится ещё богаче, а ты ещё беднее.

Наверное, всё, что я тебе тут наговорил, теоретики и специалисты в экономике, раскритикуют, объявят меня ничего не понимающим в вопросах экономики и дилетантом. Но самое главное, это соответствует реальности, или, по крайней мере, близко к реальности, а лучше стоять на твёрдой почве реальности, чем на почве зыбких теорий и размышлений.

А пока хватит гонять чаи, пора работать.

Глава 2

06.03.2000

С понедельника закрутилась обычная суета, вопросы с производства, урегулирование спорных вопросов, с кем-то надо договориться, с кем- то определиться по дальнейшим действиям, разместить заказы, получить ответы на свои предложения. В общем, обычная производственная деятельность. Тем более, начало недели. А это всегда предполагает излишнюю нервозность.

Надо, наверное, пояснить, что, всё, что расположено на этой производственной площади, раньше было единым заводом по выпуску электронной продукции. А так как продукцию выпускали самую разнообразную, то были производства тут самые разнообразные — от развитого механообрабатывающего, прессового и литейного производства, до сборочного производства изделий электроники и электротехники, изготовления печатных плат. Не считая вспомогательных служб по обслуживанию оборудования и производств.

Когда началась перестройка, резко, практически до нуля, упали заказы, руководству завода пришлось принимать решение о сокращении расходов, и людям был предоставлен выбор — или сокращение и за ворота, или организация самостоятельных юридических лиц, передача на баланс оборудования и приём на работу