ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Алекс Михаэлидес - Безмолвный пациент - читать в Литвек width=Бестселлер - Робин Норвуд - Женщины, которые любят слишком сильно. Если для вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит вашу жизнь - читать в Литвек width=Бестселлер - Лариса Михайловна Суркова - Главная книга о воспитании. Как здорово быть с детьми - читать в Литвек width=Бестселлер - Андрей Владимирович Курпатов - Главные вопросы жизни. Универсальные правила - читать в Литвек width=Бестселлер - Петр Валентинович Талантов - 0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия - читать в Литвек width=Бестселлер - Дэвид Бернс (David D Burns) - Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток - читать в Литвек width=Бестселлер - Татьяна Владимировна Мужицкая - Теория невероятности - читать в Литвек width=Бестселлер - Стефан Анхем - Жертва без лица - читать в Литвек width=
Литвек - электронная библиотека >> Айзек Азимов >> Научная Фантастика >> Ловушка для простаков (отрывки из повести)

Айзек Азимов Ловушка для простаков

Отрывки из фантастической повести
Ловушка для простаков (отрывки из повести). Иллюстрация № 1
…Самым великолепным зрелище было тогда, когда Малышка находилась еще довольно далеко, и всю ее можно было окинуть взглядом.

На севере и на юге треть планеты покрывали ледяные шапки, только начавшие свое тысячелетнее отступление.

Посадочная спираль корабля была проложена с севера на юг, специально, чтобы можно было разглядеть полярные области, хоть это была и не самая безопасная траектория. Поэтому внизу под кораблем видна была то одна, то другая ледяная шапка. Обе они одинаково сияли в солнечных лучах: ось Малышки не имела наклона. И каждая шапка была разделена на секторы, как торт, разрезанный радужным ножом. Одна треть была освещена сразу обоими солнцами и сверкала ослепительно белым светом, который понемногу желтел к западу и зеленел к востоку. Восточнее белого сектора лежал следующий, вдвое уже его, освещенный только зеленым солнцем Лагранж-I, и здесь снег горел изумрудными отблесками. К западу еще полсектора, доступные только лучам красного солнца Лагранж-II, светились теплыми оранжево-красными тонами земного заката. Цвета полосами переходили друг в друга, отчего сходство с радугой еще усиливалось. И, наконец, последняя треть казалась сравнительно темной, хотя можно было разглядеть, что и она поделена на неравные части. Меньшая была в самом деле черной, большая — чуть молочного оттенка.

Спираль спуска изогнулась, изменив свое направление на юго-западное, а потом на западное, обещавшее меньше всего риска при посадке. В рубку проник глухой рев прорезаемой атмосферы — сначала резкий и высокий, он становился все ниже и глуше. Поверхность планеты как будто бросилась навстречу кораблю. Ледяные шапки исчезли из виду, сменившись равномерным чередованием суши и воды. Под кораблем все реже и реже проносился материк с гористыми окраинами и равниной посередине, как суповая миска с двумя ледяными ручками. Материк занимал половину планеты — остальное было покрыто водой. В свете Лагранжа-II вода казалась тускло-пурпурной. Там и сям виднелись багровые точки, к северу и к югу их становилось больше. Айсберги! Корабль быстро замедлял полет. Он в последний раз пронесся над океаном. Началась посадка.


…Малышка казалась настоящим двойником Земли. Все отличия были только в ее пользу. Насколько было известно до сих пор, на этой планете ничто не угрожало человеку. Никто и не подумал бы, что здесь может таиться какая-то опасность. Если бы только не то обстоятельство, что первая колония людей на Малышке погибла до последнего человека. И что хуже всего, — это произошло таким образом, что все сохранившиеся сведения ничего не могли объяснить.


…Только в последние двадцать лет, столкнувшись с проблемой растущего перенаселения старых планет, Конфедерация приступила к систематическому обследованию Галактики. До этого человечество заселяло новые миры наугад. В поисках земли и лучших условий жизни мужчины и женщины отправлялись туда, где могли находиться пригодные для жизни планеты, или посылали туда разведочные партии добровольцев.

110 лет назад одна такая партия обнаружила Малышку. Они не сделали официального объявления об открытии: не хотели, чтобы за ними последовали полчища предпринимателей, горнопромышленников и всякого другого сброда. Спустя несколько месяцев часть холостых мужчин добилась, чтобы на Малышку были доставлены женщины, и некоторое время колония процветала. Только через год, когда часть поселенцев уже умерла, а большинство остальных были больны или при смерти, они дали сигнал бедствия на ближайшую населенную планету. Ее правительство, которое в этот момент переживало очередной кризис, переслало весть о несчастье правительству галактического сектора и сочло себя вправе забыть об этом.

Правительство сектора сразу же выслало на Малышку санитарный корабль. Он сбросил на планету сыворотку и разные другие медикаменты. Садиться корабль не стал, потому что находившийся на борту врач заочно поставил диагноз гриппа и в своем докладе сильно преуменьшил опасность. По его словам, сброшенные медикаменты позволяли прекрасно справиться с эпидемией.

Вполне возможно, что сесть на планету не захотел боявшийся заразы экипаж; впрочем, в официальном докладе об этом ничего не говорилось.

Три месяца спустя с Малышки пришло последнее сообщение, гласившее, что в живых осталось всего десять человек, и те уже умирают. Они умоляли о помощи. Это сообщение было переправлено на Землю вместе с докладом санитарной экспедиции. Но Центральное правительство представляло собой гигантский лабиринт, где бумаги то и дело терялись, если не находилось какого-нибудь лично заинтересованного человека, достаточно влиятельного, чтобы довести дело до конца. А людей, заинтересованных в судьбе далекой неизвестной планеты, где умирали десять мужчин и женщин, не нашлось. Поэтому сообщение было зарегистрировано и забыто. И в течение столетия человеческая нога не ступала на поверхность Малышки.

Потом, когда поднялась новая шумиха вокруг галактических исследований, сотни кораблей начали там и сям бороздить огромные просторы Галактики. Сообщения об открытии планет потекли тонкой струйкой, а потом хлынули потоком.

Год назад все накопившиеся сведения о планетах, разбираться с которыми было уже никому не под силу, ввели в перегруженную Большую вычислительную машину. Этому придавалось такое значение, что ждать очереди пришлось всего пять месяцев. Машине был задан вопрос о планетах, пригодных для жизни. Машина ответила, выдав список, и Малышка возглавила его.

Планета была разрекламирована на всю Галактику. Преимущества Малышки были стократно преувеличены. О ее плодородии, климате и великом будущем шумели повсюду. Это должно было стать успешным началом правительственной программы колонизации новых планет.

И тут кто-то наткнулся на давнишний доклад одной санитарной экспедиции, посвященный одной планете в одной звездной системе, местонахождение и описание которой в точности совпадало с местонахождением и описанием Малышки…


Положение[1] решили спасать. На Малышку направлена экспедиция, в состав которой вошли самые видные ученые Земли, представители различных научных специальностей. Лишь один участник экспедиции не был ученым. Это был Марк Аннунчио — юноша с феноменальной памятью, один из работников Мнемонической службы, призванием которых было накапливать и запоминать самые разнообразные сведения, факты, числа. Не