Литвек - электронная библиотека >> Алексей Андреевич Потапов >> Руководства и инструкции >> Тактическая стрельба

Алексей Андреевич Потапов  ТАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Несколько лет назад в «Издательстве ФАИР» вышла книга «Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа», предназначенная в качестве пособия для повышения уровня стрелково-тактической подготовки работников оперативных и следственных служб.

Книга вызвала профессиональный интерес и разошлась очень быстро. Автор получил множество писем от оперативных и следственных сотрудников различных ведомств, а также от офицерского и рядового состава правоохранительных органов и Министерства обороны с предложениями продолжить и развить тему особенностей боевой работы в нестандартных условиях горячих точек современного СНГ.

В таких местах и в таких условиях, когда линия фронта отсутствует как таковая, боевые действия принимают форму партизанской и контрпартизанской войны.

Когда-то партизанским движением называлась вооруженная борьба разного рода оппозиции вне города. В наше время, с развитием мегаполисной инфраструктуры, партизанами называют себя все, кто оказывает вооруженное, агрессивное и масштабное сопротивление официальным властям везде, где бы то ни было. Такое противодействие, имеющее поначалу политическое или религиозное направление, рано или поздно обретает форму массового бандитизма.

В современной интерпретации слово «партизан» все чаще и чаще имеет отрицательное значение.

Методы партизанской войны за последние 200 лет не изменились. Партизаны всегда навязывают внезапный и подвижный бой на коротких дистанциях, в закрытой и пересеченной местностях, стараясь резким рывком подойти к объекту атаки на дистанцию «конкретной мясорубки».

Это расстояние броска гранаты, стрельбы в упор и рукопашного боя. Во время таких боеконтактов партизаны дерутся с отчаянием обреченных, стремясь выиграть резким натиском, после чего или подвергают грабежу место событий, или быстро отходят в случае неудачи.

При отсутствии тяжелого вооружения для партизан это единственно правильная тактика, против которой неэффективны большие войсковые силы, а также артиллерия, бронетехника и прочие современные средства ведения широкомасштабных боевых действий.

Партизаны всегда стараются навязать бой в местах, где не только неприменимы мощные огневые средства, но даже невозможно создать полосы плотного огня, — например, в густом лесу, овражистой сильнопересеченной местности, в скальном лабиринте и в лабиринте развалин жилой застройки. В таких обстоятельствах невозможно маневрировать тяжелой боевой техникой, а условия полной неочевидности мешают организованному управлению большими силами.

Партизанские подразделения постоянно перемещаются. Движение происходит как при боестолкновениях, так и вне боя, когда партизаны делают быстрые и длительные переходы, меняя дислокации своих баз и стоянок. Этим партизаны реально повышают свою боевую живучесть, постоянно уходя из-под ударов правительственных сил.

К вышеизложенному следует добавить, что формирования современных партизан все дальше и дальше отходят от моральных устоев и живут по законам банды, все чаще прикрываясь мирным населением, смешиваясь с ним при ведении боевых действий. Применение мощных средств огневого подавления при таких обстоятельствах становится недопустимым.

Американцы когда-то называли такие партизанские действия «тактикой связывания рук», вьетконговцы — «захватом за пояс». В любом случае это слабое место строевых военных, которых готовили и готовят совсем для другой войны.

Общепринятая тактика уничтожения противника повышенной плотностью огня оправдывает себя только в полевых условиях классического общевойскового боя с применением тяжелых и мощных огневых средств, авиации и артиллерии.

По всем этим причинам успех в контрпартизанских мероприятиях достигается тактической самостоятельностью и боевым могуществом малых и очень подвижных подразделений. Именно такие подразделения, личный состав которых обучен и натренирован до степени боевого искусства, способны «захватить за пояс» самих партизан в режиме боевого наступательного соприкосновения.

Такие подразделения способны и призваны вести агрессивные боевые действия в тех местах, где предпочитают воевать партизаны, в любое время суток, при любых тактических, климатических и погодных условиях.

Контрпартизанская война никогда не афишируется. Она специфична. Эта война боевых единиц, против конкретного противника на дистанциях «в упор» там, где воюют партизаны, тем же оружием, в тех же условиях и зачастую — теми же силами, но на более высоком уровне. Контрпартизанская война не должна проходить «на равных» — иначе она теряет смысл. Именно поэтому возрастает роль тактической подготовленности и боевого мастерства сотрудников, задействованных в контрпартизанских мероприятиях.

Воевать при этом приходится, примеряясь к давно забытым стрелково-тактическим технологиям подвижного антипартизанского боя, руководствуясь приемами индивидуальной тактики и егерской методикой стрельбы, разработанными более полувека назад.

Приходится признать — наибольший тактико-методический опыт в этом плане накопился, естественно, у немцев во время Второй мировой войны. Позднее немецкие боевые инструкции были значительно улучшены советскими спецслужбами и широко применялись спецбатальонами МГБ при ликвидации сопротивления ОУН-УПА и лесных братьев в западных областях СССР, а также при подавлении Венгерского мятежа в 1956 г. При различных обстоятельствах немецкие боевые технологии также использовались английскими спецподразделениями. До совершенства такую методику довели американцы во Вьетнаме. Все это было давно. Автор настоящего пособия не дает исторических и политических оценок, кто был прав, а кто нет. В современном нестабильном мире все относительно. Важен накопленный боевой и методический опыт, который может быть использован в наше время при нейтрализации незаконных вооруженных формирований, а также террористического и антиправительственного элемента.

Сотрудникам правоохранительных органов при выполнении служебных задач в горячих точках (они были и будут) часто приходится действовать именно в составе групп малой численности, в отрыве от основных сил и мест базирования. При этом встреча с противником может произойти в любое время, в любом месте и свестись к формуле «здесь и сейчас». Вы можете быть отличным юристом, но в мясорубке конкретного боеконтакта это не имеет никакого значения. Прав останется тот, кто останется жив.

Может сложиться так, что