Литвек - электронная библиотека >> Маркос Хаен Санчес >> Физика и др. >> Двустороннее движение электричества. Тесла. Переменный ток >> страница 3
подробно останавливается на эпизоде, который произошел холодным февральским днем 1882 года в Будапеште: тогда он, еще будучи инженером-электриком, вышел на прогулку в парк Варошлигет вместе со своим другом Аниталом Сигеты. Солнце клонилось к закату, и будущий великий изобретатель, в голове которого возникали самые амбициозные планы и идеи, смотрел на линию горизонта. Он все еще чувствовал слабость после недавно перенесенной нервной болезни. Врачам не удалось поставить точный диагноз, хотя сегодня, основываясь на последних достижениях науки, мы можем сказать, что симптомы Теслы напоминают расстройство, называемое синестезией, которое заключается в том, что восприятие одного органа чувств смешивается с восприятием другого органа чувств, который в данном случае не должен быть задействован. Иногда это сопровождается сильнейшими зрительными галлюцинациями.

Возможно, в описываемый момент, в парке, у Теслы произошла одна из вспышек его болезни. Сигеты вдруг понял, что идет по парку один, и обернулся. Никола (в то время не оставлявший навязчивой мысли о создании индукционного энергетически эффективного двигателя) стоял как парализованный, с потерянным взглядом. Вдруг он очнулся от транса, принялся искать палку и, схватив ее, стал что-то рисовать на земле. Сигеты, который тоже был инженером, сразу понял, что каракули, в спешке начерченные его другом, — схема магнитного поля, образованного несколькими электрическими токами. Когда он спросил, что это значит, Никола объяснил, что обнаружил решение проблемы создания индукционного двигателя, то есть двигателя, приводимого в действие переменным током. Его изобретение было значительно более эффективным и простым, чем другие, существовавшие на тот момент в данной области.

В возрасте 26 лет этот молодой серб благодаря своему мощнейшему «больному» интеллекту разработал схему, означавшую радикальную перемену в использовании электричества как источника энергии. Правда, рассказать о простейшем принципе и невероятных возможностях переменного тока перед членами Американского института электроинженеров он смог только через шесть лет. Тогда, 16 мая 1888 года, представляя свой доклад, Тесла использовал по сути ту же схему, которую нарисовал палкой на земле в парке Варошлигет. После доклада он был уверен в своем триумфе и даже не представлял, сколько трудностей ему придется преодолеть в течение жизни вместо того, чтобы пользоваться заслуженной поддержкой и реализовывать свои гениальные идеи.


ГЕНИЙ ПРИХОДИТ В ЭТОТ МИР
Никола Тесла родился в 1856 году, в полночь с 9 на 10 июля. Он появился на свет в доме рядом с православной церковью в деревне Смилян, расположенной на горном хребте Велебит, тянущемся вдоль побережья. Хорватия на тот момент должна была превратиться в приграничную провинцию Австро-Венгерской империи Габсбургов. Отец будущего изобретателя, преподобный Милутин Тесла, служил приходским священником. Семья происходила с запада Сербии и относилась к перемещенному религиозно-этническому меньшинству.

Детство Николы прошло на фоне буколических сельских пейзажей хорватских гор, но надо сказать, что ни место, ни время его рождения не способствовали интеллектуальному развитию мальчика. Безграмотность была всеобщей, и для маленького Нико существовали три дороги: работа в поле, пополнение рядов армии или церковная карьера. При этом в его семье не было земледельцев, а самого преподобного Милутина Теслу в свое время исключили из офицерской академии за плохую дисциплину. В этой ситуации три указанные возможности сводились к одной — служению Богу.

У Нико были старший брат Дане и три сестры. Его мать, Джука Мандич, принадлежала к роду умелых мастеров, которые создавали различные механические приспособления для работы по дому и в сельском хозяйстве. От них она унаследовала талант и практическую сметку. Джука сама мастерила множество приспособлений для повседневных домашних дел. Например, одним из ее изобретений был автоматический взбиватель яиц. Вспоминая о матери, Никола Тесла всегда с горечью говорил, что при других обстоятельствах она могла бы, несомненно, далеко пойти.

Соединение этих двух разных миров (отца — образованного человека с исключительной памятью, декламировавшего длинные отрывки из классической поэзии — и умелой, своевольной матери) дало Нико большую чуткость мировосприятия и железную силу воли. Возможно, именно под влиянием матери в раннем возрасте он начал задумывать удивительные устройства, такие как безлопастное гидравлическое колесо, предшествовавшее его будущей безлопастной турбине, или двигатель, приводимый в действие жуками. Любопытство мальчика не знало границ. Чего он только ни делал: например, однажды в ветреный день попытался взлететь с крыши хлева, используя зонтик, или не раз принимался разбирать дедовские часы, чтобы потом безуспешно пытаться собрать их.

В воспоминаниях Теслы присутствует и повествование о том, как он в детстве починил новый пожарный насос, обнаружив засор в шланге, выкачивающем воду из реки. До него никто в деревне не обращал на это внимания. Обрадованные соседи носили Николу на плечах, и он был так счастлив, что решил стать инженером, хоть это решение и предвещало в дальнейшем конфликт с отцом.

Когда брату будущего изобретателя, Дане, исполнилось 12 лет, он погиб из-за несчастного случая, связанного с лошадью. Эта трагедия очень травмировала маленького Николу и тревожила его всю оставшуюся жизнь. Некоторые биографы предполагают, что, возможно, Тесла был частично виноват в несчастном случае, испугав лошадь. Как бы то ни было, память о том ужасном происшествии окрасила в черный цвет его детские воспоминания и сильно повлияла на его личность. Как рассказывал сам Никола, его брат был очень умным мальчиком, гордостью родителей, и после его гибели Милутин и Джука сосредоточили все свои чаяния на образовании младшего сына, постоянно занимаясь тренировкой его памяти и дисциплиной. Нико, со своей стороны, постарался возместить им утрату и горечь несбывшихся надежд, поэтому его детство прошло под знаком невероятных усилий и постоянного недовольства собой. Впоследствии он начал отдаваться работе с поистине монашеским аскетизмом, что вкупе с его необыкновенными личностными характеристиками вызвало к жизни различные мании и фобии, близкие по своей природе к маниакальному неврозу.


Не думаю, что есть какое-либо более сильное ощущение для изобретателя, чем то, когда он видит, что его создания работают. Это ощущение заставляет забыть о еде, о сне — обо всем.

Никола