Литвек - электронная библиотека >> Виолетта С Городинская и др. >> Экология и защита природы и др. >> Природа. Человек. Закон >> страница 118
том числе с Государственной инспекцией по охране природы, буде ее создадут. Для осуществления экологического мониторинга силами народной экологической инспекции, понятно, нужны не только соответствующие права, которые автоматически должны появиться по законодательству после официальной регистрации союза, но и соответствующие приборы, лаборатории и прочее современное техническое оснащение, которое союзу приобрести и негде и не на что. Но работа рука об руку с государственными природоохранными органами не должна строиться на утилитарном интересе, на праве бедных родственников. Мы делаем общее дело, мы устремлены к единой цели, мы во всем равны — вот каковы должны быть отношения между теми и другими.

И в отношениях с хозяйственниками, виновными в экологических нарушениях и преступлениях, также не должно быть никакой предвзятой неприязни, тем более — враждебности. Поставить себе за правило, что народная экологическая инспекция осуществляет контроль не за деятельностью предприятий, их руководителей, а за состоянием природной среды. Должно быть полное понимание тех создавшихся условий, в которых хозяйственники сегодня просто не могут соблюдать законы об охране природы. Иногда и не хотят. Но и тут должно проявиться понимание; что поделать, если бог наказал, не дал разума. Значит надо добавить своего.

Нет, ни в коем случае нельзя развивать конфронтацию, напротив, надо стараться находить общий язык. Ибо конфронтация редко приводит к положительным результатам, чаще наоборот — вредит делу. А дело-то общее. Не отказываемся мы от промышленной и сельскохозяйственной продукции, не можем мы от нее отказаться, а, напротив, требуем, чтобы было ее все больше и больше. Поэтому и искать пути, чтобы и природные богатства были целы, и мы сыты, необходимо сообща. Тем более, что и самим производственникам тоже нужны и чистый воздух, и хрустальная вода, и незагаженные земли, реки, озера и моря. Тем более, что производственники — это и есть мы сами.

Мы можем, мы должны искать именно компромиссные решения в каждом отдельном случае. Сообща, вместе с производственниками. Ведь союз должен будет несомненно располагать громадным потенциалом технической научной мысли. Входящие в него инженеры, ученые, рабочие-рационализаторы да и просто смекалистые люди всегда смогут вместе с производственниками разработать достаточно эффективный проект устранения вредного воздействия того или иного предприятия на природу, здоровье и жизнь людей и помочь в осуществлении этого проекта даже чисто физически, отработав в выходные дни на строительстве очистных установок и сооружений. Среди членов союза найдется немало и строителей-специалистов, и водителей, и тех, кто, не обладая рабочими профессиями, попросту захочет приложить свои руки к благородному делу хотя бы в качестве подсобного рабочего. Словом, союз вполне может зарекомендовать себя, приобрести высокий авторитет среди хозяйственников и иных руководителей именно тем, что он полезен и даже необходим им.

Но понимать, вопреки известной французской поговорке, в данном случае отнюдь не означает — прощать. Если хозяйственники не хотят идти на компромисс, если упорствуют в достижении сиюминутной выгоды за счет здоровья и жизни людей, за счет уничтожения природных богатств, тут нужно и власть употребить.

Какая власть может быть у общественного союза? Обращение в государственные природоохранные органы. Ежели же они не захотят связываться с влиятельным сановником или еще как-нибудь окажутся бессильны справиться с теми, кто, нарушая законы, совершает экологическое преступление, местное отделение союза вполне вправе передать дело в прокуратуру и призвать нарушителя к уголовной ответственности. Ибо превышение норм предельно допустимых концентраций и выбросов уже составляет уголовное преступление даже по существующим, либеральным для производственников, законам.

Трагедия в Черновцах, где свыше ста 2-6-летних детей пострадали в результате выбросов в атмосферу вредных веществ, — уже не звонок, а набатный колокол, возвещающий приблизившуюся ко всем нам и детям нашим вплотную глобальную катастрофу.

Мы должны, мы можем сделать все, чтобы прекратить вредное воздействие промышленной и сельскохозяйственной индустрии на природу, на здоровье и жизнь человека.

И если захотим — сделаем.