ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Ясмина Сапфир - Измена. Попаданка и Чудовище - читать в ЛитвекБестселлер - Викки Латта - Зачетная алхимия. Разозлить дракона (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Майк Омер - Внутри убийцы - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Литературная Газета >> Публицистика и др. >> Литературная Газета 6626 ( № 50 2017) >> страница 3
человек необыкновенный. Его кредо напоминало откровения проповедника: «Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть. Тогда человек не боится ни страданий, ни боли, ни горя, ни нужды. Тогда человек перестаёт бояться смерти, хотя только тогда он научится по-настоящему любить жизнь». Да, это Феликс Дзержинский. В советской системе ценностей – рыцарь и подвижник, в антисоветской – исчадие ада. В разгар Гражданской войны он писал сестре: «Я остался таким же, каким и был, хотя для многих нет имени страшнее моего». Он жертвовал собой ради будущего – и не проиграл.

Недаром в наше время в России нет офицера госбезопасности (как бы ни называлась спецслужба, все наследники ВЧК и КГБ защищают именно государственную безопасность!), который бы относился к основоположнику ЧК без уважения. Даже те, кто критически относится к советской власти, не списывают в архив портреты Железного Феликса.

И московский памятник Дзержинскому – не просто талантливая работа Евгения Вучетича, а самый выразительный скульптурный образ политического вождя в ХХ веке, сравнимый с Медным всадником. Столь сильного монументального воплощения нет ни у Ленина, ни у Николая II, ни у Сталина. Наверное, неслучайно.

Доблесть дивизий НКВД проверена в сражениях Великой Отечественной. Об этом редко вспоминают… Но именно чекист Григорий Прокопенко совершил подвиг, вошедший в легенды и кинофильмы. Он исправлял линию связи, истекал кровью от ранений и, умирая, зажал зубами провода. Связь ещё долго работала безотказно. Это было в битве за Москву. А 10-я дивизия войск НКВД первой встретила гитлеровцев под Сталинградом. Именно они не пропустили врага к центральной переправе через Волгу. Дивизия погибла почти целиком.

После войны аббревиатура КГБ стала самой известной оте­чественной маркой. Дзержинцам случалось совершать невозможное на секретной службе его величества народа. Они, в отличие от Джеймсов Бондов, не были «владельцами заводов, газет, пароходов». И выиграли немало запутанных партий тайной войны.

А в годы перестройки мы на собственном болезненном опыте уяснили простую истину: когда Лубянку демонизируют – в проигрыше остаётся народ.

(обратно)

О карательных органах без лишних эмоций

Литературная Газета  6626 ( № 50 2017). Иллюстрация № 10


О карательных органах без лишних эмоций

Политика / Настоящее прошлое / Подробности

Мозохин Олег

Литературная Газета  6626 ( № 50 2017). Иллюстрация № 11

Здесь, на Бутовском полигоне, были расстреляны более 20 тысяч человек

Фото: Геннадий Михеев

Теги: ВЧК , репрессии , государство



Статистические данные по репрессиям многое объясняют

Хотя большевики и взяли власть, их положение в 1917 году было довольно шатким. В декабре обстановка в Петрограде ещё более накалилась. Свыше месяца продолжался саботаж чиновников. В целях противодействия этому 20 декабря на заседании Совета народных комиссаров (СНК) было принято решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. После выхода 21 февраля 1918 г. постановления СНК «Социалистическое отечество в опасности» она получила право внесудебного решения дел с применением расстрела.


И щит, и меч

Для большевиков ВЧК стала «щитом и мечом». Именно с помощью этого государственного органа им удалось не только удержать власть, но и реализовать свою идеологическую доктрину.

Последствия двух разрушительных войн – Первой мировой и Гражданской – нанесли хозяйству страны огромный материальный ущерб. Большое количество заводов и фабрик было разрушено, а уцелевшие не работали из-за отсутствия топлива и сырья. В этот период широкое распространение получил политический и уголовный бандитизм, активизировалась антисоветская деятельность иностранных спецслужб и белой эмиграции. Всё это в условиях капиталистического окружения и постоянно существующей военной угрозы определяло репрессивную политику большевиков.

Естественно, в этот сложный период было не до сбора статистических сведений. Бюро статистики в структуре ВЧК появилось только в первом полугодии 1920 г. До этого делались попытки сбора информации, но они носили фрагментарный характер. В 1921 г. бюро подготовило свой первый отчёт. Сведения предоставили приблизительно 80% местных подотчётных органов. По материалам статистики, за этот период видно, что ВЧК и её подведомственные органы расследовали в большей степени не контрреволюционные преступления, а уголовные.

Число жертв органов ВЧК, со всеми оговорками и натяжками, можно оценить в 50 тысяч человек, учитывая в том числе и лиц, расстрелянных во времена так называемого красного террора, и Крымскую трагедию. Войсковые операции, естественно, не рассматриваются.

Большевики стремились найти выход из создавшегося экономического кризиса, в противном случае их партия не смогла бы удержаться у власти. И съезд РКП(б), проходивший в марте 1921 г., принял решение о проведении новой экономической политики. Новые условия требовали и новых подходов, новой организации системы государственной безопасности. Не мог остаться без внимания и тот факт, что ВЧК создавалась как временный чрезвычайный орган и выполняла зачастую функции не только следствия, но и суда.

С окончанием Гражданской войны отпала надобность в чрезвычайном органе. 6 февраля 1922 г. ВЦИК упразднил ВЧК и создал Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, лишив его судебных функций, однако вскоре их ему вернули.


По стопам императора

Опыт предоставления правоохранительным структурам внесудебных полномочий – не изобретение большевиков. Впервые Особое совещание было учреждено при МВД в 1881 г. императором Александром III по представлению министра внутренних дел графа Игнатьева и имело право ссылки неблагонадёжных до пяти лет в отдалённые места империи. Вспомнили об Особом совещании в 1922 г. На проходившем в то время съезде врачей докладчики выступали с резко антисоветских позиций. Законных оснований для привлечения их к уголовной или административной ответственности не было. Тогда и пустили в ход царские методы воздействия на инакомыслящих.

31 июля 1922 г. ГПУ подготовило и направило в Политбюро проект постановления с предложением создать при НКВД Особое совещание из представителей наркоматов внутренних дел и юстиции. В проекте постановления срок