Литвек - электронная библиотека >> Михаил Израйлевич Зильберман >> История: прочее >> Об этрусках и их религии (СИ)

Зильберман Михаил Израйлевич
Об этрусках и их религии




Михаил Зильберман

Об этрусках и их религии.

Предпринята попытка толкования и пояснения ряда этрусских слов и понятий посредством использования шумерского, аккадского, ханаанейского и др. языков, поскольку, как выяснилось, немало этрусских терминов соотносится с лексиконами различных этносов (как, к примеру, в "вели╛ком и могучем").

Предположительно уточнены: наполнение образа этрусской Великой богини-матери Уни (аддитивно) и функциональность некоторых иных богов, "топография" и символизм печени из Пьяченцы, а также и отдельные погребальные представления. Этрусский алфавит статистически сопоставлен с древним финикийским. Акцентировано анатолийское происхождение этрусков.


Тяжелые врата, охраняющие тайну этрусков,

до сих пор не открыты.

Ян Буриан.


"Из всех народов античного мира этруски и сегодня занимают особое место в наших предста-влениях... [поскольку] Этрурия... все ещё остается для специалистов и непосвященных таинствен-ным и непонятным феноменом" (Р. Блок "Этруски. Предсказатели будущего". 2004). Исто╛рия пребывания этого этноса на северо-западе Апеннинского полуострова (в начале между река-ми Арно и Тибр (Тоскана), а затем этруски распространились в Нации, Кампании, Северной Италии и, возможно, также на Корсике и Сардинии) началась примерно в сер. XIII в. до н.э. и завершилась незадолго перед наступлением христианской эры (в 89 г. до н.э. жители Этрурии получили римс╛кое гражданство; к этому же времени был, практически, завершён про-цесс романизации этрусских городов).

У римлян "тиррены были известны под именами "этруски" и "туски" [соотнесение с изначальным пребыванием на земле Тосканы]. Греки же звали их "тиррены" ["Tyrrenoi", "Tursenoi"] в честь Тирсена, сына Атиса" (Страбон, Геродот). Самоназвание же этого народа - "Rasenna, Raśna" (Дионисий Галикарнасский). Этнонимы "тиррены, тирсены, турша" упоминаются в египетских хро╛никах среди "народов моря" ("История Древнего мира". ч1. Под ред. И.М.Дьяконова. 1989) и, согласно греческой историко-мифологической тради╛ции, они, по всей вероятности, участвовали в Троянской (первой мировой) войне на сто╛роне Илиона. Наименование этого этноса "когда-то внушавшее великий страх, постоянно появляется в "Анналах" Ливия; а Вергилий в своем эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает о подвигах лихих всадни╛ков древней Тускии" (Реймон Блок "Этруски. Предсказатели будущего". 2004). Так, в преданиях о переселении ряда автохтонных италий╛ских племен, говорится, что они были вытеснены вторжением (иммиграцией) этрусков (3.П. Соко╛лова "Культ животных в религиях". 1972).

Принято полагать, что этрусская история и цивилизация, сыграли весьма важную роль в судь-бе западной цивилизации, ибо древние римляне много веков находились под влиянием этрусской культуры (к примеру, римляне "научились" у этрусков строить их знаменитые дороги, заимство-вали технологию арочных сводов, бои гладиаторов, гонки на колесницах, многие погребальные обряды и богов), а кельты (и особенно галлы) в свою очередь испытали влияние культуры римлян. В течение трех столетий этруски доминировали в Западном Средиземноморье (два-три первых римских царя были этрусками). Так, Тит Ливий пишет: "Туски еще до основания Рима владели огромными пространства╛ми на суше и на море" (апогей могущества этрусков - VII-V вв. до н.э.). Этруски умели обрабатывать железо, добывали медь, делали оружие, утварь и ювелирные украшения, керамику, были знакомы с инженерией, считались весьма компетентными специали-стами в агротехнике (освоили ирригацию земель).

Показательно, что Тарквиний Приск (I в. до н.э.) перевел с этрусского на латынь книгу "libri Vegoici" (видимо, о землепользовании, выращивании растений), из которой до нас дошел фрагмент текста под назва╛нием "То же от (нимфы) Вегойи (некоему) Аррунсу Вельтумну", в котором акцентируется важность соблю╛дения законов земельной собственности, установленных самим Юпитером (здесь отождествляемым с этрусским громовержцем Тином/Тинием): "Знай, что (ког╛да) мо╛ре было отделено от небес; и когда Юпитер (т.е. Тиний) заявил о своих правах на землю Этрурии, он уста╛новил разделительные межи (межевые столбы) и приказал мерить землю и огораживать поля. (И) Если однажды кто-нибудь, движимый алчностью... возжелает чужого... (и) эти столбы... люди умышленно... сдвинут или переставят, то тот (кто)... совершит преступление, будет наказан бога╛ми" (свитки "libri Vegoici" хранились в храме Аполлона Палатинского). Заметим, что подобное воззрение, в частности, существовало и у анатолийцев-хатти (исконных земледельцев), что нашло отражение в хеттском законодательстве. Так, пар. 169 гласит: "Если кто-нибудь купит поле и (потом) нарушит (его) границу, (то) он... [дабы и самому очиститься от греха, и "сделать поле снова ритуально чистым", должен совершить обряд очищения перед высшими богами]".

Особенно великими знатоками этруски слыли в области гаданий, а их культура, как свиде-тельствуют фрески из гробниц, знала письменность, музыку, танцы, пиры и атлетические состязания (самые ранние этрусские находки датируются временем ок. 750 г. до н.э.).

Знаменательно, что и сегодня многочисленные следы этрусских городов (и погребений) обна-руживаются в Умбрии, Тоскане, Лации и Эмилии-Романья.

У этрусков, как и у древних шумеров, ханаанеев или ана╛то╛лийцев-хатти (в отличие от праариев (в т.ч. и скифов)), была развита городская цивилизация (градостроительство). Подмечено (T.J. Cor╛nell, 1995, p. 35), что "Многие крупные поселения "культуры Виллановы" [по мнению Луиджи Парети (1926 г.), культуры иммигрировавших этрусков] в архаическом периоде стали городами-государствами Этрурии, и в каждом случае можно проследить переходные этапы развития"; а каждый такой этрусский город-государство (чей правитель назывался "лукомон") контролировал определенный "ном". Характерно, что "в Этрурии никогда не возни╛кало единого государственного образования в какой-либо форме" (Я. Буриан, Б. Моухова "Загадочные этруски". 1970), как и, к примеру, в Ханаане или досаргоновском Шумере. Вместе с тем, "до тех пор, пока у этрусков был один правитель [как глава Лиги городов] они были сильны ("каждый раз, когда эти двенадцать го╛родов предпринимали совместное выступление, они... одному прави-телю... поручали общее командование"" (Дионисий)). Но со временем... они [вновь] разбились на отдельные города" (в конце VI в. до н.э.), - сообщает Страбон (I в. н.э.)".

Примечательно, что у этрусков во главе городского магистрата стояла коллегия жрецов-чиновников, такие наименования должностей которых, как "zilath" ("z(e)-ilat(h)"),