Литвек - электронная библиотека >> Михаил Израйлевич Зильберман >> История: прочее >> Об этрусках и их религии (СИ) >> страница 3
переизбирали главу Лиги. Согласно легенде, название "Тарквинии" ("Tarquinii" означает "царский или владычный город") произошло от имени сына или брата Тиррена (родоначальника) Таркона, основавшего 12 этрусских полисов.

Характерно, что все этрусские города и деревни строились по единому плану, носившему сакральный характер (считается, что начиная с VI в. до н.э.) и, по-видимому, "ниспосланному свыше" (у этрусков существовали "ритуальные книги", в которых было строго регламентировано, "каким ритуалом ["Etrusco ritu"] должно основать город, освятить его алтари и храмы, чтобы сделать стены неприступными, а врата - законными" (Ж. Эргон "Повседневная жизнь этрусков". 1962). Так, вначале определялся центр города: прово╛дились две главные оси - с востока на запад, и с севера на юг. Затем осуществлялась разметка его границ, определение положения защитной стены города, (проведение борозды по окружности) совершалась при использовании бронзового плуга, влекомого коровой белого цвета (эмблема богини-матери, владычицы Неба) и быком (богом-отцом), видимо (согласно требованиям сакральной символтки), чёрным или красно-бурым, (бог-отец - владыка земли и её недр) двигавшихся слева направо (Варрон) по внешней стороне круга, что свидетельствует о древности их раннеземледельческой культуры, традиционном почитании Двуединого божества и доминировании его женской ипостаси (Великой богини). Город в плане обычно был (символика бога-отца) четырехугольным (там, где было возможно, этруски использовали и решетчатую (клетчатую) планировку улиц, - как, к примеру, в Мохенджо-Даро), ориентированным (символика Великой богини) по четырем сторонам света/горизонта (у этрусков небо было разделено на четыре части (по сторонам света), а каждая из частей, в свою очередь, также подразделялась на четыре части (всего 2 раза 8, т.е. небосвод соотносился с богиней Неба)). Из центра города к (преимущественно) четырем воротам (на длине (месте) ворот плуг поднимался) расходились четыре дороги (северная (сторона, соотносимая с преисподней) из которых нередко отсутствовала).

Так, руины, найденные в Марцаботто, - маленьком этрусском городке (в 15 милях от Боло-ньи), демонстрируют весьма продуманную "планировку улиц и жилых кварталов. Она отличалась чрезвычайной упорядоченностью" (Р. Блок. 2004). Так, "Главная улица Марцаботто, идущая с юга на север, делит город на две примерно равные части; ее (эту улицу) пересекают под прямым углом на равном расстоянии три улицы, северная из которых, видимо, связывала жилую часть с акрополем. Ширина всех этих улиц по 15 м; ширина же второстепенных, прорезавших (эти три улицы) город с юга на ceвep, - по 5 м. Уличная сеть дорог делила город на инсулы (инсула - ограниченный улицами земельный участок с домом/домами на нём), широкая сторона которых имела равную длину при различной ширине. Поразительная правильность в осуществлении городского плана отражалась и на внутреннем делении инсул, каждая из которых включала владения нескольких собственников (домов), отделенных друг от друга небольшими канальчика-ми" (Л.С. Ильинская. ВДИ ╧ 1, 1973). Центр города Марцаботто был занят металлургическими мастерскими, а на окраинах - мастерскими кирпича и посуды. Отметим также, что при раскопках города Мансуелли открыты: входной коридор над городской канализацией и квадратный центральный двор (площадь) с колодцем.

Вместе с тем, раскопки городка VI в. до н. э. Аквароссы (ок. Витербо) показали, что располо-жение дoмов в Аквароссе "не следует определенному плану": жилища разбросаны по всему пространству холма (Сабатино Москати "Italia sconosciuta").

Свои города (преимущественно на холмах) этруски обычно окружали защитной стеной (без башен) и рвом. Мощные каменные стены (сооружались из крупных прямоугольных блоков местного камня, обычно вулканического туфа) еще можно увидеть в Коссе или в Норбе. Так, в Тарквиниях городская стена протянулась на почти 10 км, в Волатеррах - на 9 км и в Вольсиниях - на 7 км. Акрополь же города Вейя был окружен рвами (в этом городе раскопаны фундамент хра-ма, алтарь и резервуары для воды).

На основании следов (останков) строений, обнаруженных во время раскопок, а также и по урнам, изготовленным в виде хижин, сделано предположение, что хижины и дома эпо-хи "культуры Виллановы" строились как по овальному или круговому, так и по квадратному или прямоугольному (длиной до 10 м) плану из дерева (прутьев) и глины (т.е. веровали, что охрани-тель и куратор жилья - Двуеди╛ное божество). Так (G. Bartoloni, Т. Fischer-Hansen. 1977), в поселении (Х в. до н.э.), расположен╛ном на холме и в долине Монте-Куньо (в 6 км от побережья), обнаружены дома без фундамента: один квадратный (6х6 м), с четырьмя опорными столбами; другой прямоугольный (опорные столбы только в середине каждой из длинных сторон); и третий - овальной формы (снабжен двойным рядом внутренних столбов). Отмечается, что последнее строение (дом овальной формы) аналогично жилой постройке доэтрусского италийского поселения начала периода Виллановы (обнаружен на месте одного из некрополей Тарквиний). Наклонные крыши хижин и домов обычно были покрыты соломой, для прочности прижатой сверху жердями (Э. Макнамара "Этруски. Быт, религия, куль╛тура". 2006). На концах этих жердей (судя по урнам) часто вырезались головы птиц (символика богини Неба). Характерно, что в доме VII в. до н.э. (Рузеллы) обнаружен утрамбованный земляной пол. Дверной же про╛ход проделывался в самой узкой стороне дома. "Выход был прямо на улицу под навес крыши... В среднем покое [атриуме] был очаг, из-за которого закопченная ды╛мом ком╛ната называлась черной. Тут же помещался алтарь домашних [установленных в доме] богов" (Г. Вейс "История цивилиза╛ции". 1998, Т1). Дым от домашнего очага обычно выводился наружу через отверстие в крыше жилья.

Важно отметить (Ж-П. Тюийе. 2011), что довольно хорошо прослеживается преемственность между постройками и захоронениями эпохи Виллановы и "крепкими домами" V-IV вв. до н.э. (в частности, в городе Веруккьо).

Известны останки немногих городских этрусских домов (обычно с несколькими пристройка-ми, видимо, одноэтажных): в Сан-Жовенале, Марцаботто, Ветулонии и некоторых др. городах были обнаружены лишь их основания (каменные фундаменты). В нескольких домах порта Грависке сохранились внутренние росписи. Верхняя часть (каркас) этрусских одноэтажных домов строилась из дерева и/или необожжённого кирпича. "В домах они построили очень удобные колоннады" (историк Диодор; I в. до н.э.). "Снаружи перед дверью" (входом) обычно устраивалась площадка ("место одевания"), называвшаяся вестибюлем (Герман Вейс. 1998). Во дворах многих домов были выкопаны глубокие колодцы. В частности, на плане жилого дома в Акуароссе (А.Е. Наговицын. 2000, Рис. 25)