Литвек - электронная библиотека >> Георгий Осипович Осипов >> Военная проза и др. >> Что там, за линией фронта?

Что там, за линией фронта?

Что там, за линией фронта?. Иллюстрация № 1
Что там, за линией фронта?. Иллюстрация № 2

ОБ АВТОРЕ

Что там, за линией фронта?. Иллюстрация № 3
Фото 1943 г.
В течение ряда лет писатель Георгий Осипов ведет поиск неизвестных героев Великой Отечественной войны, главным образом тех, кто сражался за линией фронта в глухом вражеском тылу, чьи имена долго хранились в тайне. С некоторыми из них судьба свела его в первые дни военного лихолетья, когда он, тогда молодой журналист «Комсомольской правды», по решению ЦК ВЛКСМ был мобилизован на службу в советскую разведку. Одних из однополчан — персонажей его книги сохранила изменчивая фронтовая судьба, другие пали смертью храбрых, как безымянные герои незримого фронта.

Тернист творческий путь писателя-документалиста. Специальные архивные разыскания, нелегкий поиск участников и свидетелей тех тревожных и героических событий требуют огромного напряжения моральных и физических сил. Зато каждый его поиск открывает новые, доселе неизвестные имена патриотов, сражавшихся за линией фронтов и нередко ценой собственной жизни приближавших нашу победу.

Георгий Осипов прошел большую жизненную школу: юнга на судах Черноморского пароходства, рабочий судостроительного завода, комсомольский помполит политотдела МТС, корреспондент и обозреватель центральных газет. Уже 35 лет он сотрудничает в «Известиях». Его литературные пути-дороги прошли через всю страну, пересекли границы многих зарубежных государств. Его перу в равной степени доступны внутренняя и зарубежная тематика, разносторонность жанров: героический очерк и документальная повесть, острый фельетон и хлесткий памфлет, киносценарий и контрпропагандистская статья.

В разные годы вышли в свет его книги: «Пламя гнева», «Свежий ветер», «Город в море», «В дальней разведке», «Товарищ Т.», сатирические сборники «Вверх ногами», «Без пяти двенадцать», «Сто женщин и один мужчина», «Конец «Кобры», «Тень Лоуренса» и другие.

Настоящая книга состоит из трех частей. Первая и вторая посвящены героям незримого фронта, третья — людям, совершившим подвиг в разное время и в разных сложных жизненных ситуациях.

Произведения писателя всегда отличают глубокое знание предмета, конкретность, ясность и простота изложения. Он стремится раскрыть еще неизвестные страницы минувшей войны, рассказать о необыкновенных судьбах.

В приветствии писателю по случаю его юбилея Секретариат правления Союза писателей СССР отмечал:

«…Ваши книги и очерки о рабочем классе, героях революции и гражданской войны, сатирические произведения известны широкому кругу читателей. Ваши международные памфлеты и фельетоны, публикуемые в советской и зарубежной прогрессивной прессе, разоблачают наших идеологических противников, врагов международной разрядки. Предпринятый Вами в последние годы поиск неизвестных героев Великой Отечественной войны играет немалую роль в патриотическом воспитании молодежи».

Литературная и общественная деятельность писателя, его вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи отмечены почетными наградами ЦК ВЛКСМ, Советского комитета ветеранов войны, Союза писателей, Союза кинематографистов и КГБ СССР.


Иван Стаднюк

У САМОГО ЛОГОВА

…Родина-мать, жизнь кладем за тебя! Цвети, родная наша!

Павел Незымаев.
7 ноября 1942 года.
Что там, за линией фронта?. Иллюстрация № 4

ДОНЕСЕНИЕ ИЗ СОРОК ВТОРОГО

Накануне 35-летия Победы у меня дома раздался телефонный звонок, и я услышал знакомый голос:

— С наступающим праздником, дружище! Приходи вечерком. Вспомним лихие военные годы, боевых друзей, сражавшихся за линией фронта. Тех, кто жив и кто остался там навсегда. Заодно покажу любопытный документ. Только сейчас извлек из архива.

Этот голос нельзя было не узнать. Говорил мой соратник, бывший боевой комсорг нашей части специального назначения Анатолий Торицин. С ним свела нас судьба в трагическую осень 1941 года, когда враг осадил столицу, тщетно надеясь поставить победную точку в блицкриге. После разгрома фашистов под Москвой Торицин был переведен в Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования.

Именно сюда стекались сведения о боевых действиях партизанских отрядов, диверсионно-подрывных групп и подпольных организаций в тылу врага. Там, где не было радиосвязи, их доставляли из-за линии фронта связники-спецкурьеры, пилоты, летавшие в партизанские края. Иные донесения, посланные с оказией, проходили длинный кружной путь, прежде чем попасть в Москву.

После расшифровки они докладывались Ставке Верховного Главнокомандования или непосредственно в штабы фронтов. Некоторые из них с изъятием подлинных имен вожаков подполья и партизанских командиров передавались для опубликования в Советское информбюро. Вся информация о молодых патриотах подполья на оккупированной территории концентрировалась и обобщалась в ЦК ВЛКСМ и Центральном штабе партизанского движения.

Нелегко было работникам Центрального штаба, руководимого Климентом Ефремовичем Ворошиловым и Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко, пробиться в глубокие тылы противника, чтобы совместно с подпольными обкомами, окружкомами и райкомами партии поднимать народ на смертельную борьбу с ненавистными захватчиками. Однако ни вражьи кордоны, ни засады абвера, гестапо, полевой полиции не в силах были сорвать живую связь Центра с партизанскими отрядами и партийно-комсомольским подпольем. Лесные дали Смоленщины, Брянщины, Орловщины, Белоруссии, села, станицы и хутора Украины и Северного Кавказа, молдавские Кодры, болотные топи Прибалтики и северо-запада России, катакомбы Одессы и Крыма — таковы были маршруты оперативных работников Центрального штаба в тылу противника.

Разумеется, я был рад вновь встретиться с товарищем боевой комсомольской юности, с человеком, посвященным во многие тайны минувшей войны.

— Знаешь ли ты что-либо о докторе Незымаеве? — неожиданно спросил Торицин, едва я переступил порог его квартиры.

Я ответил, что имя это слышу впервые.

— Впрочем, я так и думал. Имя Павла Гавриловича Незымаева известно разве только на Брянщине. И то, к сожалению, не всем. Надо, чтобы о подвиге этого выдающегося человека