Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Пионер» >> Детская литература: прочее и др. >> Пионер, 1949 № 09

ПИОНЕР
Пионер, 1949 № 09 СЕНТЯБРЬ

Издательство «Правда» 1949 г.

Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 1
№ 9

СЕНТЯБРЬ 1949 г.

ПИОНЕР

Ежемесячный детский журнал

Центрального Комитета ВЛКСМ

Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 2
Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 3
Вы, конечно, знаете, кто этот мальчик в пионерском галстуке, с развевающимся знаменем в руке. Это Павлик Морозов, пионер из села Герасимовки. Пятнадцать лет назад имя Павлика Морозова стало известным всей нашей стране. Помогая коммунистам своего села строить советскую власть, Павлик смело выступал против врагов колхозов - сельских кулаков. Своим бесстрашием в этой борьбе он прославил всю пионерскую организацию, показав, как поступают настоящие пионеры. 3 сентября 1934 года враги убили Павлика, но память о его подвиге осталась в сердцах советских людей. Сюда, в парк юных пионеров Краснопресненского района Москвы, где воздвигнут памятник Павлику Морозову, часто приезжают отряды пионеров. И, глядя на отважное лицо юного героя, ребята клянутся быть верными ленинцами.


Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 4
Желаем успеха, друзья!

Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 5
Начался учебный год! Снова на ваших столах, дорогие читатели «Пионера», появились старые друзья, с которыми большинство из вас не встречалось всё лето, - тетради, учебники, готовальни. Снова каждый день приносит вам новые знания, новые уменья и навыки.

Но не только для вас начался учебный год. У нас, в нашей замечательной стране, учатся все. И это помогает нам добиваться таких успехов, которых не знают другие страны.

По вечерам, часто, когда вы уже спите, садятся за тетради и учебники взрослые. Закончив свой трудовой день, учатся инженеры и доктора, рабочие и колхозники, лётчики и генералы. Каждый хочет сегодня узнать больше, чем он знал вчера.

Спустившись с мостика после вахты, учится в своей каюте капитан корабля. Отпустив последнего посетителя, берётся за книгу председатель совета. Учится писатель, новую повесть которого вы читали с таким интересом. Учится учитель.

Мы попросили людей различных профессий рассказать читателям «Пионера», почему они продолжают учиться. Прочтите внимательно эти страницы. Вы увидите, что нет такого дела, которое можно выполнять отлично, если не будешь учиться.

А вам, ребята, надо учиться особенно хорошо. Вы ещё не работаете. Ваша главная обязанность - хорошо учиться. Набирайтесь знаний, чтобы, вооружившись ими, стать полезными тружениками на благо нашей Родины.

Желаем вам успеха в новом учебном году!


И на моем столе лежат учебники

Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 6 Как-то недавно я зашёл в книжный магазин и попросил дать мне учебник кристаллохимии. Знакомый продавец - я часто беру у него новые книги - спросил меня, завёртывая покупку: - А на каком курсе учится ваш сын?

- Это не для сына, - ответил я. - Он уже давно кончил институт. Это для меня.

Продавец недоверчиво улыбнулся:

- Вы шутите, товарищ профессор! Зачем же вам учебники, когда вы сами учёный?

Действительно, я учёный. Давно прошло то время, когда я был школьником. Уже много лет я читаю лекции студентам Московского химико-технологического института имени Менделеева. Многие из моих учеников тоже ведут научную работу.

И всё же на моём столе часто лежат учебники. Я сижу за «ими совершенно так же, как сидите вы, готовя уроки.

Для чего же мне на старости лет продолжать учиться? Потому, что иначе я не смогу оставаться учёным.

Дело в том, что ни одна наука не стоит на месте. Каждая наука постоянно расширяется, растёт, захватывает всё новые области знания. Те сведения, без которых я мог спокойно обходиться вчера, сегодня становятся мне необходимыми.

Я химик. Моя специальность - технология стекла. В своей лаборатории я изучаю свойства различных сортов стекла и стараюсь создать новые стёкла, каких раньше не было.

Стекло - один из самых замечательных материалов. Оно очень дёшево. Его можно сделать таким же прочным, как сталь. Ему можно придать любой цвет. Оно не пропускает воду, плохо проводит тепло, задерживает звук.

С каждым годом стекло находит всё новое применение в промышленности. Из стекла уже делают сковородки и броню, кабины самолётов и галстуки.

Мне захотелось сварить такое стекло, из которого можно было бы строить дома. Стены таких домов были бы легче, прочнее и красивее кирпичных, лучше сохраняли бы тепло и не пропускали бы уличного шума.

Но сам я домов не строю. А инженеры-строители привыкли иметь дело с кирпичом или бетоном. Я должен был дать им такие стеклянные кирпичи, которые понравились бы им больше глиняных. Для этого надо было узнать их требования.

И вот, прежде чем приняться за создание нового стекла, мне пришлось сначала самому изучить строительное дело. На моём столе появились учебники механики и сопротивления материалов, акустики и теплофизики.

Так бывает постоянно. Когда я работал над цветными стёклами для путевых сигналов, я ознакомился с железнодорожным делом. Когда я искал способ варить стекло для радиоламп, я должен был заняться радиотехникой.

Вот почему я всегда учусь чему-нибудь новому. И мне не только не наскучило учиться, но я каждый раз с увлечением раскрываю книгу, которая знакомит меня с той областью науки, которой я ещё не знаю.


Доктор технических наук,

лауреат Сталинской премии

И. И. Китайгородский


Почему я снова сел за парту

Пионер, 1949 № 09. Иллюстрация № 7
Школа, в которой я учусь, непохожа на вашу. Это вечерняя школа рабочей молодёжи. В нашем классе вы встретите молодых слесарей, токарей, монтёров. Днём они работают на фабриках и заводах, а вечером учатся. Я тоже работаю слесарем на одном из авиационных заводов. Судьба моя сложилась так, что мне пришлось поступить на завод ещё в начале войны, не кончив семилетки. Потом я ушёл добровольцем на фронт и четыре года прослужил в десантных частях. Когда война кончилась победой наших войск, я снова вернулся в свой цех.

Скажу вам откровенно: сначала я не думал продолжать учиться. У меня есть квалификация: я слесарь пятого разряда; работаю я хорошо, выполняю две нормы в день.

Но очень скоро я понял, что с теми знаниями, которые у меня были, далеко не уйдёшь. Так и останешься навсегда рядовым слесарем. А мне хотелось работать на новых сложных станках, самому разбираться в чертежах, добиваться