ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Элена Ферранте - Моя гениальная подруга - читать в ЛитвекБестселлер - Бет Шапиро - Наука воскрешения видов. Как клонировать мамонта - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Львович Чижов - Темное прошлое человека будущего - читать в ЛитвекБестселлер - Михаил Лабковский - Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым - читать в ЛитвекБестселлер - Эрик Берн - Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Грэй - Мужчины с Марса, женщины с Венеры. Новая версия для современного мира. Умения, навыки, приемы для счастливых отношений - читать в ЛитвекБестселлер - Маркус Зузак - Книжный вор - читать в ЛитвекБестселлер - Фрэнк Патрик Герберт - Дюна. Первая трилогия - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Алексей Валентинович Пахневич >> Детская образовательная литература и др. >> Я познаю мир. Анатомия >> страница 2
Ведь часть медицинских и анатомических названий и понятий, введенных Галеном, сохранилась до сих пор.


Заслужив славу и почести, завершив огромное множество трудов, Гален вернулся в Пергам и умер в 200 году.

Уильям Гарвей

В огромном зале Падуанского университета сидело множество слушателей. Большинство из них с неподдельным вниманием слушали лектора. Зал наполнял шум шуршащих перьев. На фоне этого раздавался мощный голос лектора. Им был знаменитый анатом того времени Джероламо Фабриций из Аквапенденте (иногда его называют просто Фабриций д'Аквапенденте). Размеренно прохаживаясь рядом с кафедрой, он рассказывал о строении кровеносной системы человека. Изредка он обращался к слушателям или иллюстрировал свой рассказ рисунками.


– Вены представляют одно из вместилищ нашей крови, по которым она движется.


Вдруг он перестал прохаживаться, остановился и обратился к залу:


– Недавно, вскрывая одного грешника, я обнаружил в венах непонятные перегородки. Я не знаю, для чего нужны эти перегородки, или, точнее, клапаны. Может быть, вы в дальнейшем ответите на этот вопрос.


После лекции его обступили слушатели. Разговор касался прочитанной лекции о кровообращении. Один юноша выступил вперед и спросил Фабриция:

– Удивительно, что этим клапанам в венах раньше никто не уделял внимания. Не могут же они существовать неизвестно зачем?

– Вы правы, Уильям. Но никто не может сказать, что это такое. Если это так вас заинтересовало, попробуйте дать ответ.

– Я постараюсь выяснить их истинное предназначение.


И он действительно выяснил это. Тем юношей был знаменитый британский врач и анатом Уильям Гарвей.


Он родился в Англии, в городе Фолкстоне, в 1578 году. Склонность Уильяма Гарвея к естественно–научным исследованиям проявилась довольно рано. В 1593 году, окончив Королевскую школу в Кентербери, Уильям поступает в Кентерберийский колледж при Кембриджском университете. Затем обучение продолжилось непосредственно в университете, на медицинском факультете. Как и подобало медикуанатому того времени, он изучал не только медицинские предметы, но и философию, риторику, математику и, конечно, древние языки – греческий и латынь.


Закончив Кембриджский университет, Гарвей решил продолжить своё образование и в 1600 году отправился учиться в очень престижный в то время университет города Падуи. Здесь он и встретился со знаменитым анатомом Фабрициусом Аквапенденте, который рассказывал на лекции о своем открытии клапанов внутри вен.


Уильям очень заинтересовался вопросом: зачем же нужны эти клапаны, как происходит кровообращение и действительно ли центр кровообращения – печень, как утверждал великий Гален? У. Гарвей проводил тщательные исследования, вскрывая трупы, делая эксперименты над собой и различными животными. В ближайшие годы основная тема его научных работ – кровообращение. Он изучал не только вены, но и артерии, а также сердце. И в завершение всего опубликовал важную как для себя самого, так и для всей медицины работу.


Но это позже, а пока, после окончания Дадуанского университета, Уильям Гарвей возвращается на родину.

Я познаю мир. Анатомия. Иллюстрация № 4 У. Гарвей


В 1604 году в Англии Коллегия врачей принимает его в свои члены, и Гарвей становится практикующим врачом. В конце 1609 года он получает разрешение и зачисляется в штат больницы Святого Варфоломея. При этом Уильям сохраняет частную практику. Гарвей работает как практикующий врач, читает лекции по анатомии, интенсивно продолжает научные исследования.


В 1623 году Уильям Гарвей становится придворным врачом короля Якова I, а затем и Карла I. Он почитаем при дворе, его уважают коллеги, его лекции пользуются популярностью.


В 1628 году во Франкфурте выходит книга «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (Exercitatio апаtomica de motu cordis et sanguinis in animalibus). Автор трактата – Уильям Гарвей.


Реакция на данный труд была не слишком положительная. Значительная часть почитателей Гарвея и его учеников обрушились на него с критикой. Это произошло, несмотря на то, что У. Гарвей выяснил роль венозных и сердечных клапанов, описал большой и малый круги кровообращения, сделал заключение, что сердце является мускульным мешком, за счет сокращений которого происходит транспортировка крови по всему телу. Следовательно, оно и было центром кровообращения, а не печень, как считал Гален. Авторитетность же знаний и постулатов Галена в то время была незыблемой.


Гарвей посмел усомниться в правильности выводов самого Галена! Того, чьи знания были фундаментом всей медицины и анатомии в течение полутора тысячелетий. Реакция медиков и анатомов вполне объяснима. Но шло время, и анатомы всё больше убеждались в правильности взглядов Гарвея. Проходили годы, и к работе Гарвея приходило признание, на его сторону переходило все больше сторонников.


Уильяма мало интересовали слава и почести, он продолжал свои научные изыскания и лечение людей, хотя часть бывших пациентов отказались от его помощи. Король не отвернулся от него и предоставил ему возможность проводить исследования в королевских охотничьих угодьях в Хэмптон–Корте и Виндзоре. Поэтому вскоре, в 1646 году, после наделавшей шума работы появились анатомические очерки «Исследования кровообращения» (Exercitationes duae de circulatione sanguinis).


Сороковые годы XVII века – очень непростое время в истории Англии: революция, гражданская война, казнь короля, диктатура Кромвеля. Но тем не менее Гарвей продолжает свои исследования.

Я познаю мир. Анатомия. Иллюстрация № 5 У. Гарвей в лаборатории


Ещё в 30–х годах XVII века Уильяма Гарвея заинтересовал один непростой вопрос, всегда занимавший человечество: что было раньше – курица или яйцо? И Гарвей приступает к исследованию раннего онтогенеза животных. Плодом этих научных изысканий стала книга «Исследования о зарождении животных» (Exercitationes de generatione animalium), вышедшая в 1651 году. Извечный вопрос был решен. Гарвей провозгласил: все живое из яйца! Казалось бы, какое отношение имеет человек к этому закону природы? Действительно, во времена Уильяма Гарвея о развитии человека было известно ещё очень мало. Яйцеклетка была открыта позже. И тем не . менее естествоиспытатель интуитивно предполагал существование у млекопитающих, в том числе и у человека, той первоосновы, которую он