ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Маркус Зузак - Книжный вор - читать в Литвек width=Бестселлер - Фрэнк Патрик Герберт - Дюна. Первая трилогия - читать в Литвек width=Бестселлер - Юваль Ной Харари - Sapiens. Краткая история человечества - читать в Литвек width=Бестселлер - Джон Стрелеки - Кафе на краю земли. Как перестать плыть по течению и вспомнить, зачем ты живешь - читать в Литвек width=Бестселлер - Джен Синсеро - НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед - читать в Литвек width=Бестселлер - Игорь Михайлович Намаконов - Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач - читать в Литвек width=Бестселлер - Яна Вагнер - Кто не спрятался. История одной компании - читать в Литвек width=Бестселлер - Дмитрий Алексеевич Глуховский - Метро 2033 - читать в Литвек width=
Литвек - электронная библиотека >> Лилия Байрамова >> Биографии и Мемуары и др. >> Сальвадор Дали

Лилия Байрамова Сальвадор Дали

Белый город Москва, 2006

Мастера живописи


Автор текста Лилия Байрамова

Издательство «Белый город»

Директор К. Чеченев

Директор издательства А. Астахов

Коммерческий директор Ю. Сергей

Главный редактор Н. Астахова

Редактор Е. Галкина

Корректор А. Новгородова

Макет: В. Прохоров

Верстка: М. Васильева

Подготовка иллюстраций: И. Вавилочева

ISBN 5-7793-0848-9

УДК 75.76

Дали(084.1)

ББК 85.143(3)я6

Д15

Отпечатано в Италии Тираж 3 000


Сальвадор Дали. Иллюстрация № 1
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в маленьком провинциальном городке Фигерасе на самом северо-востоке Испании, расположенном всего в 23 километрах от границы с Францией. Городок этот, несмотря на свои смехотворные размеры (всего одиннадцать тысяч жителей) и на удаленность от Мадрида и Барселоны, вовсе не был каким-нибудь захолустьем, вроде нашего родного Урюпинска с полусонной и затухающей жизнью, а напротив, бодро тянулся вслед за столичной и французской культурой. В местном театрике давали представления мадридские гастролеры, а городская пресса с петушиным задором бросалась в бой защищать интересы каталонских сепаратистов.

Да и семья Дали тоже не принадлежала к числу недалеких и малоприметных обывателей. Его отец, окончивший Барселонский университет, держал в Фигерасе собственную нотариальную контору, приносившую семье немалый доход, и был, что называется, одним из столпов местного общества. Дали родился вторым ребенком в этой благополучной и крепкой семье, а старший брат его, которого и звали точно так же, как и его самого, Сальвадором, умер в двухлетнем возрасте почти за девять месяцев до его рождения, что дало повод Дали в течение всей своей долгой жизни всячески обыгрывать это не совсем обычное обстоятельство.

Со своей стороны родители, потеряв ненаглядного первенца, не могли нарадоваться и надышаться на второго ребенка, и маленький Дали рос крайне капризным и избалованным мальчиком, что, вероятно, и способствовало уже с раннего детства развитию его чрезмерного индивидуализма и сознания собственной исключительности. Впрочем, в этом эгоцентричном и крайне нетерпимом ребенке чрезвычайно рано проявляются вполне взрослые честолюбие и упорство, незаурядная одаренность и исключительно богатое, иногда просто пугающее воображение, уносившее его часто бог знает куда и составившее впоследствии одну из характернейших черт его творчества.


Сальвадор Дали. Иллюстрация № 2 Вселенский собор. Фрагмент с автопортретом. 1960

Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

Сальвадор Дали. Иллюстрация № 3 Натюрморт. 1918

Национальный музей королевы Софии, Мадрид


В девяти-десятилетнем возрасте маленький Дали уже оборудует себе крошечную студию на чердаке отцовского дома в Фигерасе, где упорно творит вдалеке от толпы бездумно играющих одноклассников и тайком грезит о неминуемой славе. Отец, потакая его художественным склонностям, дарит ему многотомное, прекрасно иллюстрированное издание по всемирной истории живописи. И «эти небольшие монографии, в таком раннем возрасте подаренные мне моим отцом, - вспоминал позднее в Тайной жизни Дали, - оказали решающее влияние на всю мою жизнь. Я выучил наизусть все эти картины, представляющие историю живописи, я узнал их с раннего детства, разглядывая целыми днями»[1 S. Dali. The Secret Life of Salvador Dali. London, 1968. P. 71.].

В двенадцать лет юный художник, снедаемый честолюбивыми планами, уже считается одним из лучших и самых способных учеников в местной вечерней Муниципальной школе рисования. Судьба преподносит ему великолепный подарок в лице учителя рисования - первоклассного и очень грамотного графика Хуана Нуньеса, который так же бескорыстно и фанатично предан искусству, как и его ученик. Это ему и шестилетним вдохновенным занятиям в школе под его руководством Дали прежде всего обязан своей виртуозной и так поражающей позже его современников технике рисования. Кроме того, помимо академических штудий, в доме близких друзей своего отца, очаровательного и полубогемного семейства Пичотов, все члены которого были так или иначе связаны с искусством (либо с живописью, либо с музыкой, либо с литературой), Дали впервые в жизни встречается с «антиакадемической и революционной эстетикой» и страстно увлекается ею.

Первая же импрессионистическая картина Рамона Пичота настолько поразила его, что он на несколько лет заболевает импрессионизмом. Упорство и одаренность Дали не остаются незамеченными, и его первая официальная выставка совместно с двумя другими художниками, состоявшаяся тогда, когда ему исполнилось всего-то четырнадцать лет, поневоле вырвала несколько восторженных слов у местного критика и даже сподвигла одного фигерасского предпринимателя купить у него две работы. Это был вполне заслуженный успех.

Действительно, работы, созданные совсем молоденьким, четырнадцатишестнадцатилетним, Дали удивляют и своим рано созревшим мастерством, и жанровым разнообразием. Дали смело пробует себя и в портретах (замечателен его написанный в радостных розовых тонах портрет молодого виолончелиста Рикардо Пичота 1920 года), и в натюрмортах (классический натюрморт с перцами 1918 года и импрессионистический, напоенный голубым воздухом натюрморт с желтыми грушами 1919 года), и, конечно, в пейзажах родного Кадакеса, того чудесного места на побережье, где у семейства Дали рядом с Пичотами стоял свой собственный загородный дом.

А уже в начале 1921 года, опять- таки под влиянием Рамона Пичота, убежденный импрессионист Дали решительно эволюционирует в сторону последних парижских увлечений - футуризма и кубизма. Отныне его новые кумиры и авторитеты - это итальянские футуристы Боччони и Карра и парижские авангардисты, среди которых двое его соотечественников - Хуан Миро и Пабло Пикассо.

Сальвадор Дали. Иллюстрация № 4 Порт-Алгер. 1924

Фонд Голы и Сальвадора Дали, Фигерас

Сальвадор Дали. Иллюстрация № 5 Портрет виолончелиста Рикардо Пичота 1920

Частное собрание


С таким художественным багажом, ориентированный, главным образом, на достижения французского авангарда, Дали и отправляется в Мадрид поступать в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Его цели невероятно амбициозны и