Литвек - электронная библиотека >> Зоя Семеновна Семенова и др. >> Газеты и журналы >> ЗНАК ВОПРОСА 1995 № 03 >> страница 5
быть шоколадный загар, избавление от мучительного недуга и страшная лучевая болезнь, дети-уроды…

Еще в 1925 году советскими учеными Г. Надсоном и Г. Филипповым было сделано открытие: радиоактивные лучи обладают способностью выбивать отдельные гены из хромосомных цепочек, что расшатывает наследственные признаки, вызывая мутации. Чаще всего приобретенные изменения вредны. Но иногда бывает, что выбитый ген мешал организму, скажем, растению, проявить свои лучшие качества. И тогда потомки оказываются лучше своих предков — урожайнее, засухоустойчивее, не боятся морозов… Именно таким образом были выведены в нашей стране пшеница «Новосибирская 76» для районов Сибири, ячмень «Обский», фасоль «Сепарка 75», соя «Универсал», безалколоидный люпин, вилтоустойчивый хлопчатник…

Значительные дозы облучения можно использовать просто в качестве обеззараживающего средства. Так, в Институте биофизики было доказано: облучение семян гамма-лучами перед посевом автоматически повышает урожай зерновых на 10–20 процентов, овощей на 20–30 процентов. Кроме того, подобная обработка влияет и на качество получаемых продуктов — свекла становится слаще, морковь дает больше каротина.

И радиация — не единственный способ воздействия на наследственность с целью улучшения породы. Все глубже проникая в тайны природы, ученые получают, казалось бы, немыслимые гибриды. Так, например, цитогенетик Г. Карпеченко еще в тридцатые годы сумел преодолеть природную несращиваемость редьки и капусты. Хотя оба растения входят в семейство крестоцветных и содержат по одинаковому двойному набору хромосом, получить гибриды долгое время не удавалось. Почему?

Когда капусту скрещивают с капустой, а редьку с редькой, то оплодотворение идет по обычной для растений схеме: сначала в каждой половой клетке хромосомы делятся поровну, затем, после слияния клеток, хромосомы отцовского и материнского начал находят себе подобные и соединяются с ними в новом наборе. Из образовавшейся диплоидной клетки развивается затем зародыш семени — вестник будущей жизни.

По тем же правилам, как установил Карпеченко, события развиваются и в капустно-редечном гибриде, но только до той поры, пока хромосомам не приходит время объединиться. Тут-то и происходит сбой: капустные хромосомы не признают редечных сородичей и слияния не происходит. Исследователю удалось обойти этот барьер, добившись, чтобы в диплоидной клетке число хромосом как редьки, так и капусты увеличилось вдвое. В результате в новой зародышевой клетке стали параллельно функционировать хромосомы двух видов.

Однако такое удвоение можно получить далеко не всегда. Поэтому ученые продолжают искать способы соединения несоединимого природой с помощью новых технологических приемов. Например, новые гены в хромосомные цепочки пересаживаются в результате хирургических микроопераций, технологическими приемами генной инженерии.

Так получаются гибриды, которые обычным путем получить невозможно. Например, рожь и пшеницу скрещивают с ячменем. Более того, генные инженеры нашли способ ввести в хромосомный набор помидоров и яблок гены…быка! И качество плодов от этого резко повысилось.

Ген паука был недавно вставлен в хромосому бактерии, и та получила невиданное ранее свойство — стала вырабатывать паутинный шелк. Можно аналогичным образом, только вставив в бактерию ген человека, заставить ее вырабатывать инсулин или какое иное необходимое людям лекарство. Известен также случай, когда человеческие гены были вмонтированы в хромосомы мышей, и те выросли втрое больше обычного…

Словом, вариантов подобных операций можно придумать множество. И если число их сегодня все-таки ограничено, то не столько по техническим причинам (не так-то просто делать операции на клетках, которые и в микроскоп-то с трудом видны), сколько по моральным соображениям: никто толком не знает, что может получиться в результате той или иной комбинации. Приходится соблюдать осторожность.

Но мы с вами несколько отвлеклись. Основная тема нашего повествования в данном случае все-таки не селекция, а евгеника. Как на ней сказываются последние достижения науки?

Цепочка рассуждений и экспериментов у биологов и медиков обычно такая. Если что-то стало получаться на растительных клетках, переходят к опытам на клетках животных, а там, глядишь, дело доходит и до человека…

Правда, в нашем случае отношение к евгенике основательно подмочено фашистами и расистами, доказывавшими то преимущества арийцев над неарийцами, то белой расы над другими. Чем все это кончилось — общеизвестно. И все же современным исследователям приходится большей частью иметь дело с подопытными кроликами и другими животными. И лишь иногда, с большой осторожностью они применяют достигнутые результаты по отношению к людям.

Одним из практических примеров применения достижений современной евгеники стало планирование пола будущего ребенка. Во многих странах ныне широко используется метод американца Р. Эриксона по разделению спермиев с X и У хромосомами, в результате чего при искусственном оплодотворении резко повышается гарантия рождения ребенка заранее указанного пола. В США на сегодняшний день эта гарантия достигает 100 процентов в отношении девочек и 85 процентов в отношении мальчиков.

Согласитесь, такой способ все-таки намного гуманнее тех, что процветают и поныне в глубинных районах Китая. Там за небольшую взятку узнают у врача пол будущего ребенка — а это медики научились сегодня делать достаточно хорошо, — и если получается девочка, будущую мать заставляют сделать аборт. А затем начинают все сначала. А то поступают и еще проще. По предварительной договоренности с хозяином дома только что родившуюся девочку акушерка тут же топит в специально приготовленном ведре с водой.

Так поступают потому, что при нынешнем ограничении рождаемости в современном Китае большинство отцов, согласно закоренелой традиции, хотят, чтобы их имущество наследовалось мальчиками, а не девочками. Но если практика подобной варварской евгеники будет продолжаться, то вскоре может оказаться, что Китай окажется населенным преимущественно мужчинами, и количество населения в нем резко сократится.

Что же касается методов, применяемых в Соединенных Штатах и других цивилизованных странах, то туг к планированию пола ребенка прибегают лишь в тех случаях, когда есть опасность передачи ребенку по наследству тех или иных генетических заболеваний. Классический случай такого рода — гемофилия (несвертываемость крови) у царевича Алексея. Болезнь эту получил по наследству от своей прабабки английской