Литвек - электронная библиотека >> Оксана Алексеевна Киташова >> Живопись, альбомы, иллюстрированные каталоги >> Самые скандальные произведения искусства >> страница 2
«Мученичество апостола Матфея» — приятно удивили заказчиков и принесли широкую славу художнику. Караваджо получил заказ на исполнение третьей картины цикла, для которой было уготовано центральное — алтарное — положение в капелле.

Сюжет третьей картины связан с явлением апостолу Матфею ангела. Согласно жизнеописанию святого, это событие повлияло на создание одного из Евангелий. Работая над картиной, Караваджо допустил изрядную долю вольности в создании образа евангелиста. Его Матфей напоминал безграмотного пожилого простолюдина — ведь именно такой типаж искренне привлекал художника в качестве натуры. Удивленно подняв брови, персонаж вглядывался в книгу под пристальным руководством прекрасного андрогинного ангела. На первом плане оказались скрещенные грубоватые ступни святого. Эти обнаженные ноги «оскорбительно выставленные на всеобщее обозрение», а также «неподобающие» позы персонажей стали основной причиной, по которой картина была отвергнута церковью.

Чтобы угодить заказчикам, Караваджо пришлось написать второй вариант произведения, значительно изменив композицию и эмоциональную наполненность полотна. Вторую версию «Матфея и ангела» приняли, она по сей день украшает алтарь капеллы, первую же у художника выкупил коллекционер Винченцо Джустиниани, и скандал был забыт. Впоследствии первое полотно хранилось в Берлине, но, к сожалению, не пережило штурм города в 1945 году. Теперь созданный Караваджо изначальный вариант можно увидеть лишь на черно-белой репродукции.

Самые скандальные произведения искусства. Иллюстрация № 7 МАДОННА ДИ ЛОРЕТО. 1604

Самые скандальные произведения искусства. Иллюстрация № 8
Один из секретарей кардинала — о «Мадонне ди Лорето»: «Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты».


Несмотря на урок, полученный при работе над картинами для капеллы Контарелли, бунтарь Караваджо продолжал решительно оскорблять церковные каноны образами живой и неприукрашенной реальности.

Для одной из капелл церкви Сант-Агости-но художнику был заказан живописный образ «Богоматери паломников», известный сегодня под названием «Мадонна ди Лорето». Недолго думая, Караваджо выбрал в качестве натурщицы свою любовницу Маддалену Антоньетти по прозвищу Лена, известную в римских кругах куртизанку. При этом маленький сын Лены, на время взятый из приюта, позировал для Младенца Иисуса, изображенного на руках у Марии. Святейший для христиан образ был попран небывалой дерзостью Караваджо.

Возмущению духовенства не было предела. Общее впечатление, которое создавалось благодаря фигуре всеми узнанной куртизанки, стоящей в легкомысленной позе и одетой возмутительно откровенно, подогревалось также неудовольствием от образов двоих паломников, изображенных в поклонении Пречистой Деве. Не отступая от своего излюбленного приема, испробованного еще в капелле Контарелли, художник построил композицию таким образом, что босые ноги мужчины оказались направлены прямо в сторону зрителя. Видавшие виды, покрытые пылью дорог ступни, кажется, готовы выйти за рамки холста.

Примечательно, ведь в этом случае сделанный Караваджо выбор модели не был чистым вызовом, а имел свою логику. Особенность церкви Сант-Агостино заключалась в том, что немалую часть ее прихожанок исторически составляли не кто иные, как куртизанки. Несмотря на резкую критику со стороны церкви, демократическое по своей сути произведение Караваджо пользовалось большой популярностью у простых римлян, приходивших просить помощи у Божьей Матери.

Самые скандальные произведения искусства. Иллюстрация № 9 СМЕРТЬ МАРИИ. 1605-1606

Самые скандальные произведения искусства. Иллюстрация № 10 Еще одна из вызвавших крупный скандал картин Караваджо — алтарный образ с Успением Богородицы, заказанный юристом Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала ин Трастевере.

Имеющая большое значение для христиан сцена, согласно церковным канонам, должна была изображаться таким образом, чтобы Мария выглядела, скорее, уснувшей перед долгожданным и чудесным вознесением на небеса, нежели в действительности умершей. Однако Караваджо придерживался другого мнения. Будучи сторонником реализма, подчас граничащего с натурализмом, он изобразил эту сцену, оскорбив священнослужителей и благочестивых верующих сразу несколькими аспектами своей работы.

Прежде всего, в образе лежащей на смертном одре женщины с откинутой в сторону рукой не угадывается никакой святости. Ее простоватое лицо с отчетливо мертвенным оттенком кожи, распущенные волосы и несколько вспухшее тело оставляли зрителей в недоумении. Смерть была показана с чрезмерным по тем временам реализмом, к которому мало кто оказался готов, особенно в религиозной сцене. Ходили слухи, что художник написал Деву Марию с трупа проститутки, недавно утонувшей в Тибре. Современники называли фигуру усопшей Богоматери «вздутым трупом обычной женщины» и неподдельно возмущались тому, что Караваджо написал тело «распухшим и с босыми ногами». Помимо прочего, столь натуралистично изобразив смерть Марии, живописец не дал на полотне ни единого намека на последующее вознесение святой, которое обычно было неотделимо от Успения и составляло основной смысл этой сцены для верующих. Неприкрытая скорбь апостолов и Марии Магдалины, окруживших усопшую, подчеркивает отсутствие всякой надежды на вечную жизнь.

Самые скандальные произведения искусства. Иллюстрация № 11
Картину высоко оценил современник Караваджо Питер Пауль Рубенс, считал ее лучшей работой строптивого художника. Благодаря настойчивым рекомендациям фламандца «Смерть Марии» приобрел для своей коллекции герцог Мантуи Винченцо Гонзага.


Предсказуемо, картина оказалась отвергнута приходом, а назначавшееся ей место заняло более традиционное полотно одного из последователей Караваджо — Карло Сарачени. Тем не менее судьба произведения Караваджо сложилась весьма успешно, и сегодня это воспринятое современниками как богохульство полотно занимает свое почетное место в Лувре.

Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606–1669)

Сегодня Рембрандт заслуженно считается крупнейшей фигурой золотого века голландской живописи. Его неповторимая способность передавать на холсте всю глубину психологического состояния человека стала новым словом в