Литвек - электронная библиотека >> Сергей Михайлович Рокотов >> Политика и дипломатия >> Сионизм - орудие агрессивных империалистических кругов >> страница 2
смесь различного рода идеалистических и националистических теорий: от социал-реформизма до фашизма.

Провозглашая «еврейскую исключительность», сионистская идеология опирается, с одной стороны, на социал-дарвинизм и ницшеанство, а с другой, — на ветхозаветный мистицизм и иудаистский догмат о «богоизбранности еврейского народа». Сионисты, пытающиеся выставить себя в качестве «защитников евреев» от антисемитизма, на практике смыкаются с антисемитами, стремясь помешать ассимиляции евреев. При этом сионистские идеологи, выполняя социальный заказ еврейской буржуазии, пытаются препятствовать развитию классового сознания среди еврейских трудящихся и противопоставляют евреев всему человечеству. Эта задача является общей для всех сионистских «теоретиков» — от откровенно фашиствующих до тех, кто пытается маскироваться либеральной или даже «социалистической» фразой.

Все теоретические концепции сионизма направлены на закрепление обособленности евреев. Среди сионистов с самого начала имелось два течения, различавшихся методами предлагаемого решения этой задачи. Одно течение, лидером которого был Т. Герцль, требовало территориально-политического решения еврейского вопроса путем концентрации евреев в Палестине и создания там «еврейского государства». Сторонники этого течения, получившего наименование «политический сионизм», считают, что только массовая эмиграция евреев в Израиль способна предотвратить ассимиляцию еврейских масс в диаспоре (еврейских общинах за пределами Израиля). Таким образом, крупная еврейская буржуазия, ныне являющаяся в государстве Израиль правящим классом, стремится безраздельно господствовать над еврейскими трудящимися и эксплуатировать их, не встречая конкуренции со стороны буржуазии иного происхождения.

Второе течение, получившее название «духовный сионизм», провозгласило намерение добиться обособления евреев в диаспоре. Для этого предлагалось сделать ставку на разжигание еврейского буржуазного национализма под видом пропаганды «единой еврейской культуры». В Палестине же «духовные сионисты» рассчитывали создать «духовный центр» для противодействия ассимиляции «экстерриториального еврейского народа» в диаспоре. В действительности последователи «духовного сионизма» прежде всего добиваются укрепления экономического и политического влияния крупной буржуазии еврейского происхождения в США и других капиталистических странах, провозглашая своего рода «всемирную еврейскую культурно-национальную автономию».

В наши дни идей «политического» сионизма особенно активно придерживаются правящие круги государства Израиль, в то время как сионисты США, Англии, Франции и ряда других стран поддерживают теории «духовного» сионизма. Вместе с тем предпринимаются попытки эклектически объединить, «синтезировать» оба этих течения. Большинство современных сионистских идеологов основной упор делают на тезис о существовании «особого всемирного еврейского народа-нации», центром которого якобы является государство Израиль. При этом выдвигается принцип «двойной лояльности», согласно которому евреи всего мира будто бы обязаны или оказывать Израилю всестороннюю финансовую, политическую и моральную поддержку, или эмигрировать в это государство.

Тактические расхождения между «политическими» и «духовными» сионистами не затрагивают стратегических целей международного сионизма. Поэтому сионисты различных мастей совместно действуют в рамках созданной» 1897 году Всемирной сионистской организации, программа которой ныне провозглашает «единство еврейского народа и центральное место Израиля в жизни евреев». При этом лидеры сионизма нагло объявляют сионизм «еврейским национально-освободительным движением», хотя он никогда не был и не является таковым.

Борьба против международного сионизма требует четкого классового подхода и должна основываться на принципиальных марксистско-ленинских позициях. Здесь недопустимы ни недооценка враждебности сионизма делу мира и социального прогресса, ни преувеличение возможностей сионистских кругов оказывать влияние на ход мировых событий. Отказ от классовых критериев чреват переходом либо на просионистские, либо на антисемитские позиции. Не случайно не только сионистская, но и империалистическая пропаганда в целом уделяет столь большое внимание насаждению ложных стереотипов пе этому вопросу, стремясь извратить саму суть марксистско-ленинской критики международного сионизма.

Анализ сущности так называемого «еврейского вопроса», антисемитизма и сионизма, содержащийся в произведениях классиков марксизма-ленинизма, документах КПСС и международного рабочего и коммунистического движения, имеет принципиальное значение для разоблачений спекуляций буржуазной, в первую очередь сионистской, пропаганды.

В. И. Ленин указывал, что «еврейскому вопросу должно быть уделено должное внимание со стороны организованных марксистов»3. Впервые классовые корни и пути решения этого вопроса были вскрыты К. Марксом и Ф. Энгельсом.

К. Маркс в одной из своих ранних работ «К еврейскому вопросу», написанной в 1843 году, отмечал, что «еврейство сохранилось не вопреки истории, а благодаря истории»4. Примерно две тысячи лет назад под ударами римских легионов пало древнееврейское государство и его население было расселено за пределами Палестины. Так возникла диаспора — иудейские общины в ряде стран Европы, Азии и Африки. В средние века еврейское население было изолировано за стенами гетто, где еврейские трудящиеся, главным образом ремесленники, нещадно эксплуатировались купеческо-ростовщической верхушкой и раввинами, с одной стороны, феодальным государством — с другой. Еврейские массы подвергались дискриминации и преследованию, в то время как еврейская верхушка получала привилегии и выполняла важные экономические функции в феодальном обществе.

В эпоху буржуазных революций встал вопрос об эмансипации евреев, которая трактовалась буржуазными идеологами в плане преодоления религиозной противоположности между иудаистами и христианами.

Основоположники научного социализма, например, подвергли резкой критике теории Бруно Бауэра, доказывавшего невозможность политической эмансипации евреев. Они убедительно показали, что еврейский вопрос — это вопрос социальный. Ф. Энгельс рассматривал освобождение евреев как одну из важных задач буржуазно-демократической революции5.

Рассматривая еврейский вопрос как вопрос социальный, К. Маркс указывал на недопустимость его сведения к чисто религиозно-правовым аспектам. Он