Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Цигун и жизнь» >> Газеты и журналы >> «Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-01 (2002)

Журнал «Цигун и жизнь» («Цигун и спорт») № 1∙2002

Редакция русского издания журнала «Цигун и жизнь» предупреждает:

Осваивать любые методики цигун следует под руководством специалистов и постоянным врачебным контролем!


«Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-01 (2002). Иллюстрация № 1
«Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-01 (2002). Иллюстрация № 2
ЦЯНЬЦЮ ГУЙШОУ

Черепаха — долгожительница. В течение долгого времени она способна обходиться без пищи и воды. В древности ее панцирь использовали для гадания, из него делали монеты, в виде черепахи часто вырезали основание печати.

Вместе с драконом, фениксом и единорогом черепаха входила в так называемые «четыре волшебных», считалась одним из самых священных животных, приносящих счастье и удачу.

«Цяньцю гуйшоу» («черепаха, живущая тысячу лет») является пожеланием долгой жизни.

КАФЕДРА ЦИГУН

Устранить эгоизм, утвердить «небесное сердце»

Ши Фахун


«Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-01 (2002). Иллюстрация № 3
Занимающийся цигун прежде всего должен устранить эгоизм и утвердить «небесное сердце». Что такое «небесное сердце»? Идущий по великому дао (пути) в Поднебесной является справедливым. Занимающийся цигун должен следовать дао и ценить дэ (нравственность), исповедовать дух бескорыстия Мастерство приобретенное в ходе занятий, может быть нравственным и иметь устойчивый характер только тогда, когда сердце человека постоянно настроено на «недеяние» и бескорыстие. Человек, жертвующий собственным сердцем, а часто и полностью отказывающийся от самого себя и своих желаний, обретает возможность получать достойную компенсацию непосредственно от «небесного дао». В современном обществе нередко можно встретить крупных предпринимателей, одновременно являющихся и большими филантропами. Эти люди прекрасно понимают взаимосвязь между понятиями «жертва» и «воздаяние». Когда приходит такое понимание, нет ничего, от чего нельзя было бы отказаться.

Небо отказывает в помощи людям безнравственным. Учителю трудно переделать испорченного ученика. Буддисты говорят «Хотя дождь и поливает все вокруг, он не может напитать траву без корня; хотя учение Будды и обширно, оно вряд ли спасет недоброго человека». У людей с непомерными корыстными устремлениями желания буквально опутывают «изначальный дух», расходуют «изначальное семя» Сверху эфемерные надежды истощают дух, снизу плотские желания истощают семя. Даже если придет сам Небесный владыка, ему будет стоить больших трудов с помощью «чудесной пилюли» восстановить «сгнившие иссохшие кости»; даже Нюйва[1] вряд ли сможет «залатать прохудившееся истлевшее тело». Надо стремиться полностью воссоздать себя такими, какими мы были до рождения. Совершенствующиеся в истине — это люди, сформировавшиеся, т. е. люди высокодобродетельные, делающие добро другим.


Комментарий редактора

Важнее действия мотив, на основании которого оно совершается. Если человек делает добро, думая о воздаянии, то ценность такого поступка для этого человека невелика.

Чрезмерные эмоции вредны для «сердца дао»

Хуан Цзинцюань


«Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-01 (2002). Иллюстрация № 4
Для успешного продвижения в цигун прежде всего необходимо совершенствовать «сердце дао» (дух) и избавляться от «семи эмоций».

1. «Семь эмоций» сильны, дух слаб. Эмоции человека всегда переполняют его. Вряд ли можно найти рядом с собой кого-либо, чьи настроение и мысли находились бы в нейтральном, спокойном состоянии. Эгоистические желания постоянно подтачивают душу человека, редко когда мы бываем милосердны и благородны. Мы постоянно в своих мыслях и поступках находимся под влиянием обывательских взглядов, нам трудно проявлять свои истинные качества.

2. «Семь эмоций» слабы, дух утончается. Когда «сердце» человека разрушается, «сердце дао» утончается. Надо отказаться от эгоистических устремлений, стабилизировать свое эмоциональное состояние, отринуть обывательские представления, очистить душу тогда мы сможем познать и использовать самые тонкие законы духа. Древние считали, что «сердце дао» — это «законы неба», которые чрезвычайно тонки. «Законы неба» — это истина, заключенная в законах природы, истина, которую можно познать только чистым сердцем. Сердце человека — это его желания, а желания человека всегда опасны. Если занимающийся цигун остановится на «человеческих желаниях», он не сможет продвигаться вперед.

3. «Семь эмоций» сильны, «сердце дао» утончается. Это относится к высшему уровню цигун. Когда древние совершенствовались в постижении дао, они уходили далеко в горы, селились в монастырях, прерывали все контакты с мирской жизнью. Все это делалось для того, чтобы избежать влияния «семи эмоций». После того, как они отрабатывали «укрепление семени и его превращение в ци» и «укрепление ци и его превращение в дух-шэнь», они вступали в высший этап — «рождение младенца». Человек вновь возвращался в мир, где правят «семь эмоций». Здесь он должен был победить эмоции. Тогда дух укреплялся, чувства переставали представлять собой сколь-нибудь серьезное препятствие на пути совершенствования. Более того, они становились «точильным камнем» мастерства, «тугим луком», «прекрасным учителем».

В наше время люди занимаются, главным образом, «открытыми» методиками, не предполагающими уход от работы и повседневной жизни. По своему уровню эти методики стоят выше, чем «пестование ци в тихом месте и закаливание духа-шэнь в шумном месте», чем занимались древние. То есть современный человек подвергается воздействию «семи эмоций» от начала до конца и, если ему удается выстоять под их бешеным напором, мастерство к нему приходит гораздо быстрее, чем это бывало в прошлом.

Комментарий редактора

Эта маленькая статья затрагивает главную проблему и цигун, и любых других систем самосовершенствования. Поэтому хотелось бы внести ясность.

Первые два пункта говорят об обратно пропорциональной зависимости между «семью эмоциями» и духом («сердцем дао», «небесным сердцем»): чем сильнее первые, тем слабей и грубей второй. Для правильного понимания сути проблемы необходимо прежде уточнить, что есть «семь эмоций». В них входят как отрицательные (гнев, страх), так и положительные (радость). Китайская теория всегда требовала ограничивать все эмоции, считая,