Литвек - электронная библиотека >> Александр Николаевич Яковлев >> Публицистика >> Выступления [Сборник] >> страница 2
меня очень тревожит.

Серьезную тревогу вызывают угрозы и практические действия Государственной Думы, которая по духу своему является Центральным Комитетом коммунистов, направленные на то, чтобы принудить средства массовой информации плясать под ту же позорную музыку антисвободы, как и в прошлом.

Мне есть что вспомнить на этот счет.

Почти на всех Пленумах ЦК, чему бы они ни были посвящены, заунывно звучала одна и та же нота: печать распустилась, искажает работу партийных органов, унижает партийный и советский аппарат, подрывает авторитет власти, а мер никаких не принимается.

Те же песни и сегодня. Сегодня антиреформаторы прекрасно понимают, что, исчезни из нашей жизни свободное слово хотя бы на месяц, контрреформация неизбежна, причем в самых уродливых формах.

Вспомним, первое, что сделали большевики после захвата власти в октябре 1917 года: они закрыли все неугодные им газеты.

Ненависть фашистов и большевиков к свободному слову вполне органична и объяснима.

Но гораздо опаснее сегодня другое, а именно то, что электорат голосующих за большевиствующих и фашиствующих политиков и толпа, жаждущая новых разоблачений, компроматов, постепенно смыкаются друг с другом. Так было и при Сталине, который опирался на люмпенизированное общество, не имевшее ни собственности, ни власти.

Это одна и та же люмпенизированная и оболваненная масса, потомки тех, кто в старину «гулял» по приволжским землям, кто жег господские усадьбы, кто громил военные склады, устраивал еврейские погромы, кто видел в грязных доносах свой патриотический долг, для кого разрушение — жизненная стихия. На этой социальной базе и нынешние политические «вожди» большевиков тренируют «боевые отряды», готовые к новому витку преступлений.

После того как прогрессивные средства массовой информации и наиболее талантливые журналисты, опираясь на общественное мнение, расчистили дорогу для новой волны демократов образца 1991 года, они очень быстро оказались в трудном экономическом положении.

Самоупоение близостью к власти быстро прошло. Проблема экономического выживания начала душить романтику свободы. Да и в самой прессе, на мой взгляд, не все ладно.

Одна часть журналистов наперегонки бежит к власти, вымаливая разного рода поблажки.

Другие — на карачках ползут к оппозиции, чтобы успеть загодя первыми станцевать вальс лояльности — так, на всякий случай. Охотно передают поджигательские речи Зюганова, Анпилова, объявляющих 3-ю Отечественную войну, захват Кремля и уничтожение «предателей».

Третьи, демонстрируя собственное немыслие, торопятся «отстрелять» наиболее заметных представителей демократии, чтобы будущие власти по достоинству оценили их «дальновидность».

Четвертые охотно печатают статьи и книги бывших работников того самого управления КГБ, которое занималось инакомыслящими. Это как раз те работники, которые только из-за бездействия и слабости властей ушли сегодня от уголовной ответственности за фальсификацию дел на инакомыслящих.

Идет активная скупка средств массовой информации финансово-промышленными группами. Это грубая, безжалостная борьба за средства массовой информации.

Все это очень беспокоит демократические силы России.

Выступление на празднования 10-летия работы фонда Сороса в России Москва, 7 октября 1997 г

Сегодня у нас общий праздник, рожденный общими заботами.

Я обречен на воспоминания. Вся деятельность Джорджа Сороса в России — с первых шагов Фонда культуры до сегодняшнего института «Открытого общества» — происходила на моих глазах.

Как и все новое в нашей стране, связанное с практической свободой, так и деятельность самого известного филантропа в мире Сороса происходит в условиях естественных трудностей, а чаще искусственных.

Возможно, многие из присутствующих читали статью в «Советской России», посвященную деятельности Джорджа Сороса в России. Комментировать статью бессмысленно, ибо она слишком глупа и слишком лжива. Я вспомнил о ней, чтобы сказать о другом: статья фактически повторяет обширную записку КГБ еще в ЦК КПСС, требовавшую закрыть деятельность Сороса на территории Советского Союза. Не удалось тогда, зато удалось в лукашенковской вотчине. Почерк и аргументация, могильная стилистика крестосеятелей одна и та же.

Господин Сорос отдает свои деньги на развитие науки и культуры. Он по духу своему просветитель. Он абсолютно точно почувствовал ту животворящую доминанту в исторической миссии русской интеллигенции, суть которой просветительство, иногда наивное, часто даже бесполезное, но всегда честное по своему замыслу и промыслу.

Не оскудеет рука дающего, но стыдно берущему кусать эту руку. Джордж Сорос знает и чувствует люмпенско-иждивенческую психологию, многие годы топтавшую нашу землю, уничтожавшую леса, нефть и золото, саму жизнь, что, казалось бы, делает его работу бессмысленной. Но он верит, что свобода в России неминуема и неумолима. И он вместе с нами, встающими с колен, хотя и медленно, а порой и без особого желания, вместе с нами хочет прорвать пелену страха и лжи, равнодушия и лени, что и подвигнет наши души к благотворению. Мы тоже умеем быть благодарными.

Нам трудно. Нам трудно потому, что наши сердца и наша земля — в кровоточащих ранах. Сердца наши — полны тревог, но и полны надежд. Мы долго были социально безответственными, но мы сами начали торить дорогу к здравомыслию и открытости. Кое-что удалось, но многое еще только в мечтах.

Я не тоскую о дарах небесных, не вижу смысла в скатертях-самобранках, но твердо верю в сотрудничество в осмыслении и решении общих болезней человечества, тем более что без России свобода в мире невозможна.

Господин Сорос! Возможно, завтра наши «вечно вчерашние» не сумеют сдержать свои эмоции и предрассудки, а чувством юмора их история не наделила, напечатают старые пошлости. Прошу Вас, не обращайте на это внимание. Это — не Россия. От имени всех нормальных людей я приношу Вам извинения за прошлые и будущие злопыхательства. Но эти люди тоже нуждаются в милосердии, как и любые другие, ушибленные судьбой.

Вам десять лет, российской демократии почти столько же.

Вы делаете святое дело, помогаете людям не потерять самих себя.

Спасибо Вам. Доброго здоровья и долгих лет жизни Вам и делу Вашему.

Выступление в г. Лоуренс (штат Канзас, США) 11 ноября 1997 г ЗАГАДКИ РОССИИ

Куда актуальнее, чем даже в 1985 году, когда мы начали перестройку, стоит сегодня в России вопрос: от чего уходит страна, народ российский? Есть ли согласие об этом в обществе? Куда и к чему она