Литвек - электронная библиотека >> Норман Поллак >> Политика и дипломатия >> Статьи из «CounterPunch» >> страница 3
чтобы в дальнейшем президенты не злоупотребляли доверием общества и не переходили черту назойливого шпионажа: государственный деятель, охраняющий Крепость Гражданских свобод от потенциального злоупотребления меньших по масштабам будущих президентов. Явно или неявно, но Америка в опасности террористического нападения каждую минуту и каждый час. По крайней мере, такова официальная линия.

Однако из анализа американской глобализации власти на расширяющейся основе милитаризированного капитализма проявляется несколько иная картина, очевидная со времён политики Открытых Дверей конца 19 века и всё более укрепляющаяся по мере того, как после Второй Мировой войны военный фактор становится всё более заметен. Бедняга Британия, её устаревший колониализм отступил перед американским Не-Колониальным Империализмом, которому нет пределов, так что солнце никогда не заходит над Американской Империей. В этом свете терроризм появляется в качестве дьявольской неблагодарности тех, кто сопротивляется американизму – идеологически, политически, экономически, в то же время демонстрируя соответствующую благодарность дарованному просвещению.

Могло бы произойти 9/11, если бы США не возводили военные базы и в процессе этого не укрепляли бы правящие группировки в Саудовской Аравии и на Ближнем Востоке? Существовал бы терроризм, если бы США не сделали Центральную Азию пешкой в холодной войне против Советского Союза? Существовал бы терроризм, если бы США не собрали целый список постоянных интервенций, а вместо этого приветствовали бы анти-колониальные и демократические силы и/или правительства от Ирана до Вьетнама и Чили? Мы собственными действиями вызвали к жизни собственноручно созданного монстра, но монстра, отличного от американского чудовища, который при отсутствии провокаций обратился бы внутрь для решения проблем народов собственной страны.

Америке нужна угроза терроризма для удержания собственного народа в узде, нечто, для чего Маккартизм и безумная атмосфера антикоммунизма уже проложили путь, и с большим успехом, как и для двухпартийного консенсуса по вопросу войн, интервенций, корпоративного расширения, отсутствия регулирования, разрушения окружающей среды и отказа от эффективной и современной сети социальной защиты. Кто более верный слуга капитализма, демократы или консерваторы – при всей их запутанной риторике остаётся неясным. Чтобы заявить о конструктивной роли ограниченной слежки, как наверняка сделает Обама в речи в Министерстве юстиции, требуется большое воображение, потому что превращение женщин и детей в кровавые пятна в Пакистане, Йемене или Сомали вряд ли соответствует заботливому отношению к сохранению гражданских свобод дома. Ему это может сойти с рук, ведь американская жажда превосходства в мире (и внутри США, подобные же градации основаны на классе, богатстве и расе) приводит к тому, что других мы считаем недочеловеками; это эффект домино снижения уважения по мере понижения положения в социальной шкале (кроме того, те в Америке, кто опускается по этой шкале, принимают стигматизацию в обмен на участие в удовольствии от завоеваний, а в это время жертвы американской власти – позор им – стремятся затаить злость и даже нанести ответный удар).

Мы натренированы не связывать мелочи. Между слежкой и убийствами нет ни одного шага. К тому же нет и пары шагов до крупнейшего военного бюджета в истории мирного времени. Нет и трёх шагов в том же направлении от неуважения самого закона обеспечения защиты до неуважения прав личности и ценности социальных прав сверх простого накопления капитала. Святость собственности превзошла святость человеческой жизни – на кону полтриллиона долларов, эта ставка продолжает расти, и нет признаков того, что это как-то изменится. Обама занят делом установления прецедентов; в противоположность статье в «Таймс», согласно которой он ищет возможность связать будущую администрацию скрупулёзным уважением гражданских свобод перед лицом сохраняющегося Безымянного Террора, он делает именно это своей политикой убийств дронами, постоянным добавлением имён в список целей в качестве гарантии того, что последующие президенты продолжат эти операции на тех же условиях и на тех же «законных» основаниях, которые ввёл он сам. Слежка + убийства + крайняя секретность = фашизм-лайт (остаётся только догадываться, сколько это будет продолжаться, прежде чем маятник качнётся в другую сторону).

Мой комментарий в «Нью-Йорк Таймс» на статью Питера Бейкера «Путь Обамы от критики к контролю за шпионажем» (16 января) таков:

Бейкер оправдывает высокое положение Обамы. Перестаньте церемониться. Обаму нельзя считать юристом конституционного права из-за гарвардского образования или назначения преподавателем Университета Калифорнии. Он бесполезен как в 2007-м, так и теперь: список предательств и интеллектуального искусства игры Обамы – всё ради личного продвижения – должен привести каждого к пониманию не перемены вследствие весомости поста, а постоянного анти-гражданского либертарианского позиционирования с первого же дня. Как ему хоть в чем-то доверять, когда он контролирует расстрельный список и лично санкционирует прицельные убийства? Как принимать неубедительные объяснения Родса и Аксельрода, когда итоги столь очевидны? Как это напоминать, если на этой неделе бюджет Пентагона превысил полтриллиона долларов, из которых более половины – расходы по собственному усмотрению? Обама – хладнокровный прагматик, заигрывающий со спецслужбами и военным сообществом, при этом улыбающийся на публике – намного более коварная угроза американской свободе, чем что-либо, за что может нести ответственность Буш-2. Я ожидаю ещё больше разоблачений и расследований журналистов «Нью-Йорк Таймс» и Бейкера, а не банальных статей в поддержку администрации.


3 марта 2014 г.
Украина и МВФ

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА РАЗОГРЕВАЕТСЯ

Переводчик: sparling-05

Статьи из «CounterPunch». Иллюстрация № 8

Я приветствую российскую интервенцию в Крым. Нет, я не поклонник Сталина, и, – перефразируя нынешних критиков Израиля – не ненавидящий самого себя американец; скорее, я думаю, что в международной политике должна восторжествовать справедливость, а активизация двойных стандартов лишь добавляет противоправной партии агрессивности, в нашем случае – это США и их выступления от имени западного сообщества на пару с матрицей глобальной приватизации под присмотром МВФ, поддерживаемое во многом военными средствами. Янукович не был подарком, но его демократически избрали, и отрицать, что его свергли с