ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Фредрик Бакман - Мы против вас - читать в Литвек width=Бестселлер - Эсме Швалль-Вейганд - Выбор - читать в Литвек width=Бестселлер - Дженнифер Акерман - Эти гениальные птицы - читать в Литвек width=Бестселлер - Эрин Мейер - Карта культурных различий - читать в Литвек width=Бестселлер - Делия Оуэнс - Там, где раки поют - читать в Литвек width=Бестселлер - Эрих Мария Ремарк - Жизнь взаймы - читать в Литвек width=Бестселлер - Джеймс Клир - Атомные привычки - читать в Литвек width=Бестселлер - Anne Dar - Обреченные обжечься - читать в Литвек width=
Литвек - электронная библиотека >> Автор неизвестен - Народные сказки >> Мифы. Легенды. Эпос и др. >> Чувашские народные сказки

Чувашские народные сказки

На огромной карте Советского Союза Чувашия занимает совсем немного места, а на самом деле это большая и очень разнообразная по своей природе республика.

И чем только не богата Чувашия! В лесах её обитают лоси, бурые медведи, волки, барсуки, белки, зайцы. По берегам рек живут бобры, выхухоли, норки. В реках водится рыба: стерлядь, судак, лещ, щука, налим. Всюду много садов.

А в последние десятилетия в республике широко развилась промышленность.

В Чувашии много городов: Чебоксары, Алатырь, Мариинский Посад, Цивильск, Канаш, Шумерля и другие.

Чебоксары — столица республики. Старожилы помнят, как ещё четверть века назад город почти сплошь состоял из ветхих деревянных домишек. Сейчас Чебоксары — большой красивый город, с многоэтажными домами, театрами, библиотеками, широкими улицами, парками, скверами, в чудесном обрамлении Волги, на правом берегу которой он стоит.

В Чебоксарах родился Василий Иванович Чапаев. Земляки установили в своём городе прекрасный памятник легендарному герою гражданской войны.

Чуваши — небольшой, но очень одарённый народ. Среди них много инженеров, врачей, учёных, писателей, артистов. И, наконец, всему миру известно имя славного сына чувашского народа, одного из пионеров космоса — Андрияна Григорьевича Николаева.

История чувашей насчитывает многие столетия. Издавна их судьба связана с русским народом. Бок о бок с русскими крестьянами участвовали чуваши в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва. А в Октябре семнадцатого года русские рабочие и крестьяне помогли чувашам завоевать свободу.

Чуваши любят свои леса и реки, свои чудесные города, но они горячо любят и всю огромную Родину — Советский Союз.

…Безвозвратно ушло прошлое, но память о нём живёт в устном поэтическом творчестве народа. До революции большинство крестьян были неграмотными. Тогда в деревнях и сёлах не было, конечно, ни газет, ни кино, ни радио, ни клубов. Долгие зимние вечера люди коротали при свете тусклой лучины.

В такие часы велись бесконечные разговоры, вспоминались всякие случаи и происшествия, рассказывались разного рода предания, легенды и сказки.

Уставшие за день люди с удовольствием слушали диковинные истории и радовались тому, как ловко обманывал юноша-бедняк жадного богача, как отважный богатырь разделывался со злым волшебником.

Сказки глубоко трогали ум и сердце, учили, как надо и как не надо поступать в жизни. А сказитель, мудрый и смелый, всегда готовый прийти на помощь бедняку, сам становился сказочным героем в воображении слушателей.

Искусство сказителя передавалось по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. Из уст в уста, из поколения в поколение кочевала сказка.

Бытуя в народе, сказка воспитывала любовь к свободе, призывала наказывать всякое зло и славить добро.

Таковы Кехермен-кетил, победивший злого волшебника, солдат Иван, который силой своего ума и с помощью добрых людей принёс добро жителям родной стороны, «и зажили все припеваючи».

Отчего же в жизни было одно, а в сказках другое? Да оттого, что сказки создавались народом, а народ всегда верил в свои силы, в победу добра над злом.

Чувашские сказки незатейливы по форме. Но любая из них, о чём бы она ни рассказывала, полна самобытной поэзии, отражает быт и мировоззрение народа, полна светлой веры в человека, в победу добра над злом.

Много потрудились чуваши для того, чтобы мечты народа стали действительностью, и больше того — чтобы жизнь превзошла мечту.

ЮМАН-БАТЫР

Когда-то давным-давно за семьюдесятью семью морями жили старик со старухой. Был у них большой фруктовый сад. В саду росли золотые яблоки. И всего у старика со старухой было вволю. Жить бы да радоваться. Но не было детей, и о том они очень тужили.

Как-то раз весенней порой пошёл старик к дальнему лесному озеру рыбки половить. Стёжками-дорожками сквозь дремучий лес пробирался и вдруг увидал на дереве небольшую неведомую птицу. В то самое время, откуда ни возьмись, камнем упал на птицу ястреб, вцепился в неё острыми когтями и ну теребить.

Пожалел старик птицу, схватил камень, бросил в ястреба и убил его. Взмахнула птица крыльями, взлетела на вершину дерева и заговорила по-человечьи:

— Спасибо, добрый старик, от смерти ты меня спас. Проси чего хочешь, всё исполнится по твоему хотенью.

— Ничего мне не надо. Всего у нас со старухой вволю. Вот только нет у нас ни сына, ни дочери.

— Не кручинься, — сказала птица. — Ступай отсюда на восток. Увидишь дуб-великан — вершиной в небо упирается. На самой макушке этого дуба есть гнездо. Возьми из гнезда два яйца, дома укрой их получше и держи в тепле двадцать один день.

Проговорила это птица, снялась с ветки и улетела. А старик пошёл, куда она ему велела.

Издалека увидал высоченный дуб, подошёл ближе, глянул на вершину — шапка с головы упала. «Ну как я доберусь до гнезда? Глядеть и то страшно», — подумал старик.

В ту самую минуту слетела с вершины дуба голубка, села наземь, и выкатилось у неё из-под правого и из-под левого крыла по яичку.

— Прими, добрый человек, наш лесной подарок! — проворковала голубка и улетела.

Только успел старик уложить яйца за пазуху, как очутился в своей деревне.

— Чего так скоро воротился? — встретила его старуха.

Рассказал старик, что с ним в лесу приключилось, положил яйца в лукошко с шерстью, а лукошко поставил на печь.

На двадцать первый день лопнуло одно яичко, и показался человечек ростом с кочедык[1]. Старик со старухой обрадовались:

— Назовём нашего первенца Свертибашем!

В скором времени треснула скорлупа и у другого яичка, и выскочил человечек ростом всего с рукоятку кочедыка. Засуетилась, захлопотала старуха:

— А этого сынка как наречём?

— Гнездо-то, откуда голубка яйца принесла, на вершине дуба было свито, вот и назовём его Юманом[2].

Стали ребята подрастать. Свертибаш был непоседлив и большой обжора. Съедал всё, что ни попадалось под руку. Нередко и братнину долю съедал. Вырос он скоро и прослыл в деревне силачом.

Юман рос крепким и проворным, но ростом был невелик.

Когда сыновья выросли, родители сказали:

— Милые сынки, мы состарились, а вам пришла пора каждому своей семьёй обзаводиться, порадовать нас внучатами. Поезжайте, по белому свету постранствуйте. Найдёте по уму, по сердцу хороших невест, станем свадьбы играть, пиры пировать. В пути-дороге дружите, один другого не обижайте. Помните этот наш совет, и будет наше благословение с вами. Тогда каждый найдёт своё счастье.

С теми словами старик пошёл в конюшню и вывел двух, осёдланных коней. Один