ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Валери Перрен - Поменяй воду цветам - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Маррс - The One. Единственный - читать в ЛитвекБестселлер - Юлия Ефимова - Ложь без срока годности - читать в ЛитвекБестселлер - Анджей Сапковский - Ведьмак - читать в ЛитвекБестселлер - Елена Сокол - Окно напротив - читать в ЛитвекБестселлер - Даррен Харди - Накопительный эффект. От поступка – к привычке, от привычки – к выдающимся результатам - читать в ЛитвекБестселлер - Дэвид Кэмерон Джиканди - Счастливый карман, полный денег - читать в ЛитвекБестселлер - Бодо Шефер - Пёс по имени Мани - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Юрий Павлович Супруненко и др. >> Детская образовательная литература >> Я познаю мир. Горы >> страница 3
помощью ртутного барометра. Появились приборы для определения высоты по температуре паров кипящей воды: гипсометр, термобарометр, гипсотермометр. Принцип действия таков: по мере подъема уменьшается давление воздуха. Понижается при этом и температура кипения воды – примерно ОД градуса на 0,27 мм ртутного столбика. По таблицам соответственно отмечается атмосферное давление, а уже по нему определяется высота местности.

Это, можно сказать, «полевой» способ. Но ведь не на каждую вершину так легко подняться для измерения. И в XVII веке голландский астроном Снеллиус предложил триангуляционный способ, когда высоты определяются «со стороны», при помощи опорных точек. Этим методом пользуются и для топографических съемок с самолетов и искусственных спутников.

Высотные отметки вершин стали различать: абсолютные – от уровня моря и относительные – от подножия горы, от нижележащей равнины. Понятно, абсолютные высоты гор всегда больше относительных. Для единства системы измерения в географической науке принято эти измерения считать от уровня Мирового океана. Так, после указания высоты появилась приметная приставка «над уровнем моря», или если ее нет, то она просто подразумевается. Но ведь известны приливы и отливы. Уровни морей непостоянны: их начали различать: мгновенный, приливный, среднесуточный, среднегодичный, среднемноголетний. Этот последний по выработанным международным соглашениям и стал самым устойчивым для того, чтобы «привязать» к нему высоту гор.

Понятно, по–другому измеряются многие вершины и хребты в океанах, не выходящие на поверхность. Такая самая высокая морская подводная гора была открыта в 1953 году около впадины Тонга у Новой Зеландии. Она поднимается со дна моря на 8690 м, и ее вершина находится на 365 м ниже поверхности воды. И вот если исходить не от уровня моря, а мерить высоту от подводного основания, то самой высокой горой в мире оказывается Мауна–Кеа («Белая гора») на Гавайских островах. Общая высота ее составляет 10 203 м, из которых только 4205 м находятся выше уровня моря.


Кто шлифовал валуны?

Много всяких чудес и причуд в нашем подлунном мире: растительном, животном, подводном и подземном. Не обойдены всякими диковинками и горы – уже сам по себе мир хотя и суровый, но прекрасный, притягательный. К примеру, на пути к вершинам встречаются удивительные каменные творения, похожие на плоские столы и стройные колонны, на животных и горбунов–гномов, на грибы со шляпками и кресла на престолах. Скалы, похожие на изображения известных людей. А иногда горовосходителям встречаются такие неприятные препятствия–чудища, которые лучше обойти: их так и называют «жандармами».

Встречаются горные причуды и вовсе уникальные. Это так называемые ледниковые мельницы. Открыты они были в 1872 году, как ни странно, не на диком склоне в каменном хаосе, а в густозаселенном швейцарском городе Люцерне. Один из его жителей, копая яму для подвала, обнаружил ровную площадку из твердого известняка с котлообразными углублениями. Да «котлы» эти с отполированными стенками оказались не пустыми, а заполненными шарообразными валунами.

Конечно, многие из нас встречали на берегах рек, а то и в городе подобные гладко отшлифованные каменные шары. Пусть не идеально, но довольно круглые, по крайней мере яйцеобразные. Главное, что их шлифовал не человек, а сама природа. А точнее говоря, во время древнего наступления ледников такие валуны катились с гор по равнине и перемалывались, как жерновами, гигантскими массами льдов.

Но в Люцерне случай особый. На каменной платформе оказалось 33 отполированных углубления, и в каждом на дне валун (самый большой из них весил около 6 т). Ученые объяснили картину некогда происшедшего.

Когда с потеплением климата колоссальный ледник начал отступать в глубину Альп, с высоких обрывов устремлялись потоки воды с песком, гравием и снегом. В менее твердой породе образовались выбоины, а попадавший в котельную яму камень шлифовался нескончаемым мощным потоком, как наждаком, как жерновами.

Исследователи и назвали это явление «ледниковыми мельницами». Они посоветовали хозяину очистить двор и организовать музей под открытым небом. Что он и сделал. В экспозиции с макетами, панорамами, орудиями пещерного человека отражена не только история перемен со времен великого оледенения, но и пропаганда охраны природы на нашей чудесной планете.

Это сравнительно мелкое катание «шариков» объяснимо. А вот другой пример из каменной летописи планеты. В Патагонии, в Южной Америке, на плато разбросаны недалеко друг от друга каменные шары весом в тысячи тонн. Некоторые из них можно даже покачать: они опираются всего лишь на одну точку. Как они появились? И когда?

Я познаю мир. Горы. Иллюстрация № 7
Догадки разные. То ли это гигантские вулканические бомбы, некогда выброшенные из кратера на поверхность во время титанического извержения. А может, глыбы обкатывались в стремительных потоках давно ушедших вод, а затем обработку их завершали дожди и ветры.

Нет убедительного пока что объяснения еще одному из многих чудес природы. И покоятся огромные каменные шары в гигантском естественном музее под открытым небом как наглядная иллюстрация для разгадки – что это, исключительный парадокс или эпизод закономерной деятельности стихийных сил?


Туманы ловят сетями

В Долине смерти, на дне ее, между хребтами Амаргоса и Панаминт, на западе США, летом совсем не выпадают осадки. Температура воздуха в этой межгорной впадине приближается к рекордной цифре – абсолютному максимуму на поверхности Земли в 1913 году – 56,7 градуса жары. И название не случайно: в годы освоения американского Запада многие переселенцы и золотоискатели, пересекая долину на повозках, нашли здесь мучительную смерть. Там, где горы препятствуют свободному доступу влажного воздуха, в котловинах на невысоких плато добавляются и эти трудности – засуха и безводье.

Возможность выживания в подобных пустынных условиях доказал один американский турист, который без запаса воды пересек эту гибельную долину. Сбор воды или, точнее, водяного конденсата осуществлялся в яме диаметром около 1 м и глубиной 0,5 м. В центре ямы ставился котелок, а выемка накрывалась полиэтиленовой пленкой. Края ямы присыпались землей, чтоб не было зазоров. При разности дневной и ночной температуры конденсируемая на внутренней поверхности пленки вода стекала в котелок. За ночь набиралось около литра влаги.

Смекалистые путники, попадая в экстремальные условия безводья, предложили еще более