Литвек - электронная библиотека >> Софья Николаевна Непейвода >> Фантастика: прочее и др. >> Обучение >> страница 145
свободы и раскрепощённости.

Мирум позволял себе чуть больше — но исключительно с Прием или Тирой. Причем не как с близкими родственниками, а как с владельцами-хозяевами. Хотя и тут не всё просто: они чётко прописали права раба по отношению к себе. Так, например, разрешили себя царапать — то есть сами-то за такое наказывать могут, но указали, что не хотят в этих случаях вмешательства официальных властей.

Пикнул телефон, напоминая о встрече. Ещё раз взглянув на ёлку и веселящихся друзей, я отправилась по своим делам.

Последний месяц мы уже почти не получали новых знаний, только шлифовали уже полученные. Устраняли недоработки, оттачивали навыки, приобретали уверенность. Готовились к будущей жизни. Отношение кураторов и преподавателей тоже изменилось: теперь нас почти не вызывали на проверки, да и контроля за знаниями не шло. Если смотреть по сути, мы в любой момент могли объявить, что считаем обучение законченным — и получить дипломы. Но посоветовавшись, решили немного отполировать знания, подтянуть те места, где ещё чувствуем слабину. Этим и занимались, и нам никто не мешал. Тем более, что даже кредитом и программой предусматривалось целых три месяца на предвыпускную самостоятельную подготовку. Естественно, если бы мы пустились во все тяжкие и занимались бы ерундой, то к нам появились бы претензии. Но мы используем время по назначению — поэтому всё в порядке.

Тира уже ждала в общежитии, а Вира запаздывала. Ещё до начала нового периода жизни мы решили оформить и узаконить наши нынешние и будущие отношения. В Тартаре это актуально.

Мы уже достаточно узнали друг друга, планируем жить и работать вместе, причём немалое время. Ни один из нас не застрахован от бед. Мало ли как сложится: я могу пропасть, погибнуть, потерять звание гражданина, заболеть или просто на время стать неадекватной. А без разрешения, особенно в последних двух случаях, мы даже помочь друг другу не имеем права. Ибо — взрослые разумные существа, независимые, полностью отвечающие за себя и свои действия.

Но полная ответственность возможна не всегда. Поэтому мы решили зарегистрировать всю нашу группу как семью. Гарантий и защиты друг от друга в таком случае почти не будет — всё на доверии. А вот прав станет намного больше. Так, например, мы сможем распоряжаться деньгами со счетов друг друга. Если я, например, схвачу или удержу от неких действий Прия — то это не посчитают нападением. Совместное владение имуществом и отсутствие официальной защиты друг от друга — вот что мы хотели прописать в договоре. Естественно, кое-какую, минимальную, осторожность всё же предусмотрели, но она чрезвычайно мала. Теперь, если мы вдруг решим навредить друг другу, то легко это сделаем, не нарушая законов и обычаев.

Прий безбоязненно доверил оформление и обсуждение договора сестре. А вот я и Вира активно участвовали: нам было важно уяснить и обговорить все нюансы. Но навстречу шли не только мы — миошаны тоже выказывали высочайшую степень доверия. Например, после подписания договора я или Вира сможем без разрешения других убить, продать или предпринять почти всё, что угодно, против Мирума. Причём законно, Прий не сможет подать в суд, что бы мы ни натворили с котёнком.

Чтобы получить тот же доступ к информации, что и у нас, Тира уже несколько лет назад заключила дополнительный договор и взяла ещё один кредит для того, чтобы оплатить услуги спецслужб. То есть добровольно наложила на себя все те же самые ограничения, что и у нас. Зато теперь в её присутствии мы можем спокойно говорить на любую тему.

Через несколько недель мы закончили обсуждать договор. Согласно ему, каждый из новой семьи получал равные права… и равную, но большую, власть над остальными. Потом, на всякий случай, мы с Вирой сходили к независимому юристу за консультацией. Естественно, он подписывать такой договор не рекомендовал: если подходить по-тартарски, то он невыгоден и опасен для каждой из сторон. Но это если смотреть с той точки зрения, что все стремятся навредить друг другу или эгоистично думают только о себе. Если же предположить, что друзья постараются позаботиться, то наоборот, договор сильно расширяет возможности помощи и спасения. То есть: всё на наш страх и риск, может сработать в обе стороны.

В феврале мне (и остальным) назначили встречу с начальством. Явившись в назначенное время, я ещё несколько минут ждала и в очередной раз пыталась понять, что всё-таки не так с движениями ланов. Плавные, красивые — почему выглядят как-то неестественно? Вон, некоторые другие, например, тот же Фуньянь, тоже вполне себе могут плавно двигаться — но такого ощущения не возникает.

Встреча оказалась не проверкой и не официальной процедурой, а скорее напутствием в будущую жизнь. Ректор расспросил о планах, после чего дал несколько советов. Например, порекомендовал уже в частном порядке продлить договор с древтарским институтом теории коротких путей. Если это сделать, то я по-прежнему буду присылать ему подробное описание особенностей и условий коротких путей, а он, в свою очередь, будет постоянно контролировать и уточнять мою формулу — чтобы результат становился более точным или хотя бы не ухудшался (мало ли что, восприятие постепенно может чуть измениться — но привести к роковым последствиям). Услуга отнюдь не самая дешёвая, но актуальная.

Наши планы по созданию своеобразной семьи лан тоже одобрил.

— Для ваших видов и тебя — очень хороший способ подстраховаться, — заметил он.

Немного поколебавшись, я всё-таки решила разузнать об особенностях жизни самоубийц и насколько на самом деле велик контроль, а также вмешательство спецслужб.

— Вполне приемлем, — усмехнулся ректор. Необыкновенно плавно сменил позу и добавил: — На самом деле, из моей группы его никто почти не ощущал. Только однажды, когда партнёр был сильно ранен и потерял над собой контроль при переходе через короткий путь — тогда т’тага взяла власть и помогла ему закончить переход, а не сгинуть.

— Ну это вообще не контроль, а помощь, — сказала я.

— Да, именно. В том числе для этого и предназначена т’тага, — ректор сделал выразительный жест рукой. — Главное, что тебе надо запомнить: не иди против властей гигантских стран — это раз. Именно стоящих у власти в стране, а не в отдельно взятом городе, — уточнил он. — Второе: не забывай о технике безопасности, особенно в плане переноса всей нашей заразы во внешние миры. Пока ты призрак, но ситуация может измениться — так что всегда помни об этом. Если будет необходимость перехода, а возможности очиститься не предоставится — возвращайся в фазу призрака, это умеет любой продвинутый самоубийца. Ну и