Литвек - электронная библиотека >> Ирина Ивановна Стрелкова >> Биографии и Мемуары и др. >> Валиханов >> страница 97
эти законы в памяти в виде пословиц и изречений. Наиболее подробно «Жеты Жоргы» были записаны русскими исследователями, например А. И. Левшиным.

(обратно)

120

Этот провокатор и сочинил прокламацию «К сибирским патриотам», в которой говорилось об отделении Сибири от России. Таким образом, сепаратизм — изобретение жандармов. Сибирские патриоты стояли за федерацию, и от них на следствии долго скрывали, что ведется «Дело о злоумышленниках, имевших целью отделить Сибирь от России и основать в пей республику по образцу Северо-Американских Соединенных Штатов».

(обратно)

121

Этими надеждами на будущее объясняется идеализация суда биев в «Записке о судебной реформе». Валиханов так и не показал, что суд биев во все времена оставался судом классовым.

(обратно)

122

«Русская правда» — свод законов, памятник древнерусского права.

(обратно)

123

Сочинения Валиханова сыграли огромную роль в общественной жизни Казахстана и накануне первой русской революции, и в период подготовки к Октябрю, оказали решающее влияние на многих выдающихся деятелей казахской культуры, на~ русских исследователей Казахстана, на широкие слои читателей. Сейчас существует пятитомное собрание сочинений Ч. Ч. Валиханова, прекрасно прокомментированное, однако издание 1904 года раскрываешь с благоговением. Считаю своим долгом выразить в этой книге благодарность поэту А. Тажибасву, из рук которого я много лет назад получила сочинения Ч. Ч. Валиханова. — И. С.

(обратно)

124

Гутковский тогда все еще находился в Петербурге, где он общался с передовыми кругами, о чем свидетельствует тот факт, что в «Колоколе» Гутковского впоследствии охарактеризовали как самого дельного и самого знающего члена Степной комиссии, созданной для выработки новой системы управления казахами.

(обратно)

125

На сопке около Узуп-Агача воздвигли затем памятник в честь совместной победы русских и казахов. Он издалека виден едущим по шоссе Алма-Ата — Фрунзе.

(обратно)

126

Чокан тогда, очевидно, как никто другой, разбирался в дупганском восстании. Сказались кашгарские наблюдения. В тайнинском восстании 1850–1866 годов против маньчжуро-цинского правительства дунгапам принадлежала немалая роль, но в целом это разные движения.

(обратно)

127

Лашкербаши — главнокомандующий.

(обратно)

128

Их будут путать и в дальнейшем. Возможно, что А. Е. Врангель мельком видел в Париже Гази Валиханова.

(обратно)

129

В 1877 году в район Токмака прибыла первая группа дунган. Основная масса уйгуров и дунган переселилась в Россию в 1881–1883 годах.

(обратно)

130

После разгрома Китаем Якуб-бека сын Кенесары Садык возвратился в Степь и получил от правительства России амнистию. В 1889 году в Ташкенте вышла книга его брата, султана Ахмета Кенесарипа, «Султаны Кенисара и Садык», вполне апологетическая. И как раз в это время капальский уездный начальник докладывал, что сооружение на могиле Валиханова находится в плачевном состоянии. Средств на восстановительные работы не оказалось. Обратились к потомкам Тезека, они отказались поправить могилу, опять же за неимением средств.

(обратно)

131

The Russians in Gentral Asia. London, 1865.

(обратно)

132

Имеется в виду Туркестанская область с центром в Ташкенте.

(обратно)

133

«Русский инвалид», 1866, № 38, 42.

(обратно)

134

То, что уцелело, взял приехавший к Тезеку в ноябре 1865 года Гутковский. Часть научного наследия Валиханова он сразу же передал П. П. Семенову. В 1920 году дочь Гутковского передала остальные рукописи и письма Валиханова в архив Академии наук в Ленинграде.

(обратно)