Литвек - электронная библиотека >> Татьяна Никитична Толстая >> Биографии и Мемуары >> Фейсбук -2019-2020

https://www.facebook.com/TatyanaTolstaya/timeline

06.02.2020-2019


Ой, а можно внести предложение, чтобы в новой Конституции упоминался Диавол? В контексте борьбы с ним, естественно.

*

Друзья и подписчики!

Вы же любите есть? Ночью, стыдясь, из холодильника достаете холодную котлету, да? И соленый огурчик? И хлебушка черного ломтик отрезать? И тогда уж - ай, все равно все пропало - вчерашние макароны разогреть? А сверху яичко кокнуть и вилкой размазать и размешать? Еще полбанки зеленого горошка оставалось? Тоже ее туда! А в этой мисочке что? Сгодится!

Слушайте наш подкаст, и приятного вам ночного аппетита!

https://meduza.io/episodes/2020/01/31/bezumno-vkusno-i-chudovischno-vredno-tatyana-tolstaya-rasskazyvaet-chto-eli-i-edyat-v-ee-semie

*

Читаю в "Фонтанке.ру" заголовок: «Выметать из органов власти и управления». Путин рассказал, что делать с чиновниками-хамами.

И тут же контекстная реклама: "Построим хамам под ключ".

Вот и я так думаю.

*

В связи с именинами, белым ангелом, светлым праздничком, задушевным днем.

Тёзки (и другие френды), а кто помнит речевку какой-то старой детской игры:

Я, Татьяна,

Была пьяна;

Меня воры обокрали,

Сундук с золотом украли.

Сыщик, ищи вора!

И дальше надо было как-то угадывать, кто вор, кто сыщик, и что-то еще.

Кто помнит такую игру? В чем там был смысл? Играют ли в нее сейчас?

*

Идут два студента, обсуждают своего (очевидно, иностранного) товарища.

- А что, у него акцент сильный?

- Да не акцент. Он вопросов не понимает. Например: "Чё стоишь?" - не понимает. Это же не "почему стоишь", не "зачем стоишь", а это: "чё стоишь!" Вот не понимает.

Чудесное, тонкое наблюдение; чудесные студенты. Это вот, наверное, то, что мне больше всего нравится в нашем воистину великом и могучем языке: эта вот тончайшая тонкость, легкий ветерок перемены значения, это "чего/чо/чё, граничащее с попрёком, с неудовольствием, с гневом, с занесенным для удара кулаком, с самодурством спрашивающего.

Бедный стоящий и никого не трогающий! Сейчас тебя будут пиздить, а ты не понимаешь, зачем, почему и за что, и никто не понимает. А вот будут. А вот нипочему.

Все, все доверчиво приехавшие на Русь и не выучившие, не понявшие наши интонации, наши интенции, наши темные замыслы, наше татарское, варварское коварство, - вот хоть Аристотель Фиораванти, построивший для нас зубчатый московский Кремль и после сгинувший без следа, - вам посвящаю я слёзы свои.

Чё стоите?..

*

Пирожки - новый европейский тренд. Да-да, между прочим, это не толстозадая купеческая Московия, а прямо вот Париж.

Пишу из Парижа, озираясь вокруг себя. Очнитесь же от селедки под шубой и идите выпейте кофе с пирожком!

*

Интересна потребность в неопределенности, в неназывании, в неуточнении: долгое время массово говорили "как бы", к ужасу языковых пуристов.

Потом это ушло, и на опустевшем берегу взросло "типа", не столь заразное, хотя, конечно, сорное.

И вот новое выражение: "ну, такое" - любопытная разновидность прежнего "вот это вот всё", почти забытого.

Какое "такое" - не говорится, читающему (и слушающему) оставляют широкий простор для понимания, для наполнения смыслом. Выдается лишь некий ключ.

Поясню.

Как правило, не будут говорить: "Мы ели... ну такое". Ключа нет, информация улетучилась, не передалась.

Скажут: "Мы ели морковку... ну такое" - можно понимать как 1) ели овощи; 2) если постное), 3) ели ЗОЖное; 4) ели сырое, - в зависимости от контекста, от того, кто говорит.

Употребление выражения "ну такое" предполагает, что между собеседниками установлена достаточно тесная связь, чтобы передаваемая информация была уловлена и принята, но при этом говорящий не грузит слушающего излишними подробностями, не утомляет сведениями из своей частной жизни.

Если связь исключительно тесная, - люди тусят в одних же местах и знают, чего там можно ожидать, - то ключом становится место действия: "Были в заведении N, ели - ну, такое". Все знают, чем кормят в заведении N.

Все эти выражения можно в принципе слить в один неясный ком: "ну это как бы типа такое". Смысла при этом не прибавится и не убавится; по-видимому, неопределенность не усиливается. Это вроде умножения на ноль.

Пустота, переливающаяся смыслами: дзэн.

*

Вашерен дю О-Ду.

Вроде бы так читается.

Что можно о нем сказать?

Верхняя нота - перегнившие тряпки; потом медленно раскрывается нота сердца: привокзальный общественный сортир. Шлейф - свежая побелка

Куплено в Париже.

Божественно.

*

И еще раз об уменьшительных. Есть огромная разница между понятиями "черная кофта" и "черненькая кофточка".

Черная кофта - это траур и печаль. Может, умер кто. Надо одеться соответствующе и соблюсти приличия.

А черненькая кофточка, да не одна - это обычный аксессуар гардероба всякой нормальной женщины.

Могущий вместить, да вместит (Мф 19:12).

*

Как обычно, 1 января повторяю свой старый текст. Он не устарел.

ПУСТОЙ ДЕНЬ

Это утро не похоже ни на что, оно и не утро вовсе, а короткий обрывок первого дня: проба, бесплатный образец, авантитул. Нечего делать. Некуда идти. Бессмысленно начинать что-то новое, ведь еще не убрано старое: посуда, скатерти, обертки от подарков, хвоя, осыпавшаяся на паркет.

Ложишься на рассвете, встаешь на закате, попусту болтаешься по дому, смотришь в окно. Солнце первого января что в Москве, что в Питере садится в четыре часа дня, так что достается на нашу долю разве что клочок серого света, иссеченный мелкими, незрелыми снежинками, или красная, болезненная заря, ничего не предвещающая, кроме быстро наваливающейся тьмы.

Странные чувства. Вот только что мы суетились, торопливо разливали шампанское, усердно старались успеть чокнуться, пока длится имперский, медленный бой курантов, пытались уловить и осознать момент таинственного перехода, когда старое время словно бы рассыпается в прах, а нового времени еще нет.

Радовались, как и все всегда радуются в эту минуту, волновались, как будто боялись не справиться, не суметь проскочить в невидимые двери. Но, как и всегда, справились, проскочили. И вот теперь, открыв сонные глаза на вечерней заре, мы входим в это странное состояние – ни восторга, ни огорчения, ни спешки, ни сожаления, ни