Литвек - электронная библиотека >> Б. Штопоренко и др. >> Приключения и др. >> Не жалея жизни >> страница 2
бдительность, подняли организованность.

«2 сентября 1918 года Советская республика была объявлена единым военным лагерем. В ответ на террор контрреволюции Советская власть ввела красный террор. Расстрелу подлежали лица, принадлежавшие к белогвардейским организациям, участники заговоров и мятежей. В эти дни ВЧК, руководимая Ф. Э. Дзержинским, нанесла ряд сокрушительных ударов по агентуре империалистов. Был, в частности, ликвидирован заговор Локкарта»[5].

Очевидно, что бороться с контрреволюцией по всей стране ВЧК могла только при широкой поддержке трудящихся и при наличии местных органов. И поэтому уже 15 (28) декабря 1917 года она обратилась через газету «Известия ВЦИК» со статьей «Ко всем Советам на местах» с призывом немедленно приступить к организации у себя таких же чрезвычайных комиссий.

«Общими, объединенными усилиями, — говорилось в призыве, — скорее и легче будет сломить сопротивление врагов революции».

18 марта 1918 года ВЧК приняла постановление о создании местных чрезвычайных комиссий. Одновременно специальным письмом к местным Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов коллегия ВЧК предложила, наряду с организацией чрезвычайных комиссий, формировать при них вооруженные отряды[6].

Между тем обстановка в стране продолжала обостряться. Усилилась угроза военной интервенции империалистов стран Антанты, разгоралось пламя гражданской войны на окраинах России. Кулаки использовали острый продовольственный кризис для безудержной спекуляции, саботировали сдачу хлеба государству, пытаясь поставить на колени рабочих города и бедноту деревни.

Не жалея жизни. Иллюстрация № 5

Первый руководитель ВЧК, стойкий ленинец Феликс Эдмундович Дзержинский.


Не жалея жизни. Иллюстрация № 6

Коллегия ВЧК (1919 год). Слева направо: Уралов, Дзержинский, Волобуев (на переднем плане), Васильев-Южин, Савинов, Ксенофонтов, Мороз.


Своевременной организации органов ЧК в Казахстане помешали вооруженные выступления контрреволюционной части русской буржуазии и казахских буржуазных националистов. Мятеж казачьего войска на Южном Урале, во главе которого стоял ярый монархист Дутов, начался сразу же после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. В ноябре 1917 года в городе Верном (Алма-Ата) буржуазные элементы Семиреченского казачьего войска подняли контрреволюционный мятеж и образовали областное «войсковое правительство», проводившее жестокий террор против большевиков. В июле 1917 года казахские буржуазные националисты объединились в партию Алаш, а в декабре образовали правительство Алаш-Орды и приняли решение о создании своих вооруженных сил — так называемой «народной милиции»[7].

Весной 1918 года эсеры, меньшевики, духовенство и буржуазные националисты, связанные с английской разведкой, эмиссары которой проникли на территорию Сырдарьинской области через Хиву и Коканд, подняли кулацкий мятеж в селе Дмитриевском[8].

Во второй половине марта 1918 года контрреволюция в Кустанае пыталась поднять антисоветский мятеж, а в Уральске совершила переворот. В ночь со 2 на 3 марта 1918 года в г. Верном рабочие, солдаты-фронтовики, русская и казахская беднота под руководством большевиков свергли «войсковое правительство», разоружили юнкеров и алаш-ордынскую милицию. Однако офицерско-кулацкая верхушка в союзе с белоказачеством и буржуазными националистами, возглавляемыми местным отделением Алаш-Орды, подняли мятеж против новой, рабочей власти. Мятеж был подавлен отрядами Красной гвардии и регулярными войсками Красной Армии. Но затем вспыхнули очаги контрреволюции в Семипалатинской и Акмолинской областях.

В марте — апреле 1918 года на заборах и домах в Семипалатинске появились листовки, призывавшие к свержению Советской власти. Одновременно объявились различные группы, называвшиеся «черной точкой», «черной сотней», «союзом 505» и т. д. На базарах, в театрах и других местах скопления людей то и дело выступали самозваные черносотенные ораторы. В середине мая группой контрреволюционеров было брошено несколько бомб на базарную площадь и из Казачьей станицы открыт огонь из винтовок. Благодаря стойкости и оперативным действиям большевиков мятеж был подавлен. Затем вспыхнули контрреволюционные мятежи в Павлодаре, Усть-Каменогорске. Второго июня 1918 года контрреволюция свергла Советскую власть в Кокчетаве, а 10 июня с помощью интервентов захватила Петропавловск, где были расстреляны 22 коммуниста, в их числе руководитель Петропавловского совдепа большевик И. Дубынин.

В декабре 1918 года левые эсеры подняли мятеж в селе Беловодском (Семиречье), но он был подавлен[9].

Повсюду инициаторами и организаторами борьбы с контрреволюционными вылазками были коммунистические организации. Хотя они еще не были объединены в единую республиканскую партийную организацию, но, выполняя решения ЦК РКП(б) и Советского правительства, совместно с Советами сумели поднять широкие массы трудящихся на вооруженную борьбу против внешних и внутренних врагов Советской власти в Казахстане. Благодаря активной революционной деятельности этих парторганизаций, Советов и созданных при них судебно-следственных комиссий, особо следственных комиссий и действовавших при некоторых Советах следственных органов под другими названиями (например, отделы борьбы с контрреволюцией, особые отделы при военно-революционных комитетах и т. д.), враги были разгромлены.

Руководствуясь программой социалистических преобразований в России, изложенной в гениальных работах В. И. Ленина «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти» и других, большевики-казахстанцы развернули борьбу за упрочение социалистического уклада в народном хозяйстве. Укреплялось руководство национализированными предприятиями, принимались меры против саботажа старых чиновников, делалось многое другое по налаживанию производства, всенародного учета и контроля, распределения продуктов, что в условиях голода имело очень важное значение. Например, Успенский, Риддерский и другие рудники уже в первой половине 1918 года увеличили добычу промышленной продукции. Была налажена работа предприятий кожевенных и других заводов, суконно-ткацких фабрик, предприятий кустарной промышленности в Семиречье, Северном и Восточном Казахстане, продукцией которых снабжались вооруженные силы, население.

Огромное мобилизующее значение имела ленинская «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 года), в которой