Литвек - электронная библиотека >> Сергей Георгиевич Кара-Мурза >> Политика и дипломатия >> В поисках потерянного разума, или Антимиф-2 >> страница 3
Безусловно, есть от чего прийти в отчаяние.

Но у нас есть основания считать, что у нас всё получится. В чем же наши козыри?

1. В толерантности и национальной терпимости, уживчивости и способности к общежитию. Да и может ли быть нетерпим народ, слитый из многих народов? Но и те нации и народности, которые не хотят терять свою культурную или языковую идентичность, живут в составе России рядом и вместе с русскими на протяжении сотен лет, не исчезая и не растворяясь, внося порой уникальный вклад в общую копилку. Ничто не мешает им жить так и впредь.

2. В тысячелетнем опыте государственной жизни. В отличие от молодых наций, ещё нуждающихся в самоутверждении, мы уже знаем, что наш народ может добиться всего, на что только способно человечество - и в дни войны, и в дни мира.

3. В глубоких демократических традициях, именуемых у нас стремлением к правде и справедливости. «Не в силе Бог, а в правде». Наш народ всегда искал - и находил наилучший путь реализации своих чаяний в различных формах организации государства и общества, в том числе и с использованием разных форм демократии - вечевой, общинной, земской и дворянской.

4. В способности к сотрудничеству между разными социальными группами, по-другому именуемой иногда «соборностью». Верх слепоты - не признавать наличия таких групп в российском обществе. Но даже в самые тяжелые времена в нашем обществе не было непреодолимых сословных перегородок, социальная мобильность - гарантия жизнеспособности общества, а противоречия между социальными группами - источник развития. Несмотря на тяжелейшие катастрофы в виде войн между этими группами, которые изредка случались в русской истории, в основном её сословия были способны к миру на базе общего служения одному делу.

Мы обладаем уникальной суммой навыков и умений по выживанию в тяжелейших условиях Северной Евразии, составной частью входящей в понятие «русской цивилизации».

Конечно, нельзя обещать достичь благосостояния уровня самых богатых стран мира, да это было бы и глупо. Комфорт и богатство нации впрямую зависят от уровня потребления ею материальных ресурсов. Например, США потребляют в год миллиард тонн нефти, тогда как мы - чуть больше 100 миллионов. Чтобы реально повысить благосостояние, необходимо на первом этапе хотя бы вернуть себе контроль над собственными природными ресурсами и прекратить утечку капитала, но и это будет нелегко сделать. Отношения с остальным миром надо строить исключительно на основе взаимной выгоды. Экономические льготы другим государствам могут быть предоставлены только в обмен на чёткие и юридически оформленные обязательства в военной или политической сферах. Нельзя допустить каких-либо односторонних

В мире выделилась группа развитых стран, монопольно производящих высокотехнологичную продукцию. Они создали ряд международных организаций, обеспечивающих им возможность продавать свою продукцию по всему миру и закупать сырьё у неорганизованных производителей по ценам, близким к себестоимости. Для России - по преимуществу сырьевой страны относительно внешнего мира - жизненно необходимо объединение усилий сырьевых стран для отстаивания собственных торговых интересов в форме политического союза. Россия как еще мощная в военном отношении держава может играть в таком объединении одну из ведущих ролей. В мире наблюдается снижение темпов экономического роста, связанное со спадом темпов технологической революции и началом эпохи ресурсных ограничений. Особенно это касается топливных ресурсов, стабилизация добычи которых и неуклонное снижение объёма разведанных запасов вошли в противоречие с растущим спросом, особенно со стороны «новых экономик» Китая и ЮВА. Усилившаяся Европа проявляет беспокойство в связи с исчерпанием в недалёкой перспективе современной европейской энергетической базы - нефтегазовых месторождений Северного моря и Северной Африки. Под различными благовидными предлогами Запад берёт под силовой или политический контроль нефтегазовые регионы - Мексику (с помощью НАФТА), Венесуэлу, Персидский залив, район Каспия.

Тем не менее, не следует рассчитывать на грядущее процветание России в условиях топливного дефицита. Наши промышленность, сельское хозяйство и коммунальное хозяйство энергоёмки, а развитые страны взяли курс на снижение мировых топливных цен до уровня себестоимости их добычи ведущими производителями. Так как себестоимость добычи нефти и газа в России выше, чем где бы то ни было, прибыль от их продажи в обозримой перспективе будет минимальна, но никаких других финансовых источников для реформы экономики, кроме рентных платежей за природные ресурсы или прибылей от экспорта тех же ресурсов, в стране нет.

Я не вижу будущую Россию чисто аграрно-сырьевой страной - такая страна не может иметь веса в мировом сообществе и будет подвергаться эксплуатации индустриально развитыми нациями. И не советую рассчитывать на то, что кто-то нам «поможет», переместит в Россию экологически грязные или сборочные, «отвёрточные» производства - верх легкомыслия основывать на таких расчётах будущее нации. При изменении конъюнктуры мировых рынков такое «процветание» легко заканчивается.

Только индустриальная, промышленная Россия может занять трудоспособное население, наполнить собственный товарный рынок и обеспечить товарообмен с мировым рынком. Только в индустриальной, высокотехнологичной России могут найти применение высокообразованные люди, в сырьевой экономике они не нужны.

Опыт реформ последних двадцати лет показал, что стихийное развитие экономики привело страну к схеме «сырьевой экспорт - в обмен на промтоварный и продовольственный импорт». Для исправления ситуации государству придётся взять на себя некоторые функции управления экономикой, используя, разумеется, только рыночные методы.

Вся современная история мирового развития показывает, что нация, не обладающая всеми видами капитала (финансового, промышленного, технологического, интеллектуального и др.), обречена на всё большее отставание в экономическом соревновании. Значительную опасность в этой связи представляет поглощение национального капитала международным. У международного капитала могут быть иные цели и иные представления об эффективности применения финансовых средств, и интересы народа России для него малозначимы. Национальный капитал пока менее конкурентоспособен, менее опытен, чем международный, что и приводит к захвату отечественных банков и наиболее выгодных производств иностранными «партнёрами». Мало того, что отечественные финансовые ресурсы «бегут» на Запад через посредничество западных банков - этот