Литвек - электронная библиотека >> Луи Альтюссер >> Политика и дипломатия >> Как читать "Капитал"? >> страница 2
стоимостью.

Абсолютная прибавочная стоимость (см. 3-й отдел) связана с продолжительностью рабочего дня. Маркс объясняет, что класс капиталистов постоянно пытается продлить рабочий день насколько это возможно, и что защита сокращенного рабочего времени более века было одним из средств классовой борьбы рабочего класса.

Исторические стадии этой ожесточенной борьбы хорошо известны: сперва — 12 часов, затем — 10, потом — 8, и, наконец, во времена «Народного фронта» (1936 г.) — 40 часов в неделю. К несчастью, также хорошо известно как класс капиталистов использует всю свою мощь и любые доступные средства — законные и незаконные — для продления действительного рабочего дня (непосредственно отработанные часы), даже когда они обязаны сократить рабочий день по законам, введенных в результате победы в широкомасштабной классовой борьбе рабочих (например, как это было в 1936 г.).

На практике же рабочая неделя обычно колеблется от 45 до 54 часов, и наемные работники обнаружили обман «сверхурочного времени». Также — помимо «официальных» часов — имеется еще и так называемая «черная работа».

Пару слов о «сверхурочном времени»: согласно договорам за него платят от 25, 50 и даже 100 процентов выше «обычных» ставок — очень затратно для работодателя, как могло бы показаться. Но в действительности же весьма выгодно, ибо позволяет капиталистам оставлять дорогостоящее оборудование включенным 24 часа из 24-х, дабы оно как можно быстрее обесценилось до того как выйдет из употребления и будет заменено новым, более эффективным оборудованием, беспрестанно производимым современной технологией. Для рабочих заработок от сверхурочного времени — все что угодно, но только не бесплатные подарки от работодателей. Конечно, эти деньги представляются дополнительными для рабочих, которыми они могут довольствоваться, но в то же время это подрывает их здоровье. Вопреки обманчивому облику, сверхурочное время суть не что иное, как дополнительная эксплуатация рабочих.

Теперь перейдем к 4-му отделу о «Производстве относительной прибавочной стоимости», представляющему насущный вопрос.

В нынешнее время относительная прибавочная стоимость есть основная форма эксплуатация. Еще более неуловимая. Она связана с возросшим использованием оборудования в индустрии (а также в сельском хозяйстве) и с последующим подъемом производительности. Этот подъем (наблюдаемый в течение последних 10-15 лет) обязан не только введению еще более сложного оборудования, что позволяет производить тот же самый объем продукции в половину, треть или даже в четверть прежде затрачиваемого времени, но также и ускорению рабочего процесса.

Все это рассматривается Марксом в 4-м отделе, где он описывает конкретные формы механизмов эксплуатации, связанные с возрастанием производительности, и где он показывает, что это никогда автоматически не приносит выгоду рабочему классу, поскольку это всего лишь увеличивает их эксплуатацию.

В данном случае рабочие должны поступать так же, как и по отношению к рабочим часам: они должны бороться против типичных форм эксплуатации, связанных с производительностью, чтобы ограничить влияния этих форм (бороться против ускоренного ритма работы, против упразднения определенных должностей, т.е. против сокращения, вызванного повышенной производительностью). Абсолютно неоспоримым способом Маркс показывает, что рабочие не могут надеяться на постоянное получение выгоды от повышения производительности до тех пор, пока они и их союзники не захватят власть, что до этого они могут лишь бороться за снижение последствий, то есть бороться против своей эксплуатации. И это снижение последствий есть часть их классовой борьбы.

При необходимости читатель может пропустить 5-й отдел о «Производстве относительной и абсолютной прибавочной ценности» до определенного времени ввиду его довольно специального характера, и перейти прямо к 6-му отделу, где говорится о заработной плате.


III. Производительность и классовая борьба

И вновь рабочие здесь будут чувствовать себя как дома, ибо Маркс отказывается от буржуазной мистификации, утверждающей будто бы «труд» рабочих «оплачивается по его стоимости», он рассматривает различные виды заработной платы: повременную, сдельную и т.д. — то есть разные ловушки, расставленные буржуазией, чтобы ввести в заблуждение рабочих и сломить их волю к классовой борьбе.

В этом отделе рабочие могут понять, что вопрос заработной платы (или как говорят буржуазные идеологи в своем последнем анализе вопрос «уровня жизни») — вопрос классовой борьбы, а не вопрос повышения производительности, из–за которой рабочие «естественно» привязаны к выгоде.

По завершению 2-6 отделов рабочие осознают, что их экономическая борьба может быть только классовой борьбой против двух основных форм эксплуатации, являющихся необратимой тенденцией капиталистической системы.

То есть:

продление рабочего дня

урезание заработной платы

Две главных цели (и лозунга) экономической борьбы, проводимой рабочим классом, следовательно, кардинально противоположны целям классовой борьбы капиталистического класса:

против любого продления рабочего дня

против урезания заработной платы

Несмотря на это также необходимо принять во внимание следующие три фундаментальных принципа:

Иллюзия, распространяемая реформистами, направлена на то, чтобы убедить людей, что при капитализме заработная плата может быть увеличена просто засчет повышения производительности. Этим скрывается необратимая тенденция капитализма к сокращению заработной платы. Коммунисты должны объяснять эту тенденцию своим товарищам по работе. При капитализме вся борьба за зарплату направлена непосредственно против данной тенденции. Конечно, это также подразумевает, что вся борьба против урезания зарплат одновременно с этим есть и борьба за повышение существующих зарплат.

Реформисты стараются скрыть данный факт, потому что они желают свести на нет классовую борьбу. Борьба против продления рабочих часов и против урезания заработной платы вопрос не повышения производительности, но классовой борьбы. И в данном случае — борьбы на экономическом фронте.

Но экономическая борьба ограничена, потому как занимает оборонительную позицию против необратимой при капитализме тенденции к повышению экономической эксплуатации. Единственная борьба, проводимая рабочим классом, которая может превратить экономическую