Литвек - электронная библиотека >> Виктор Степанович Яровиков >> Биографии и Мемуары и др. >> Грани военного таланта (об A. М. Василевском)

Виктор Степанович Яровиков Грани военного таланта (об А. М. Василевском)

Родина никогда не забудет Ваших заслуг в борьбе со злейшим врагом человечества — немецким фашизмом и по заслугам считает Вас виднейшим полководцем Советской Армии.

(Из письма Г. К. Жукова к А. М. Василевскому)

Серия "ГЕРОИ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ"

Москва • Издательство политической литературы • 1980


Яровиков В. С. Грани военного таланта: (об A. М. Василевском). — М. : Политиздат, 1980. — 109 с. : ил. — (Герои Советской Родины).


На всю жизнь

Александра Михайловича Василевского однажды спросили, какие самые трудные дни были в его жизни.

Казалось, он назовет те или иные моменты гражданской или Великой Отечественной войны. Но после небольших раздумий он ответил:

— Самыми трудными для меня оказывались дни, когда я в силу тех или иных обстоятельств был оторван от Вооруженных Сил, от воинского коллектива. И только когда я снова возвращался к делу всей моей жизни — к армии, само мое существование на земле обретало свой истинный смысл...

Всю жизнь отдал Александр Михайлович Советским Вооруженным Силам, укреплению их боевой готовности, росту их боевой мощи. С Советской Армией связана его полководческая слава. А. М. Василевский являлся глубоко военным человеком. Однако на заре своей трудовой деятельности (а было это еще в старой России) он не мечтал стать кадровым офицером. Ничто не привлекало сына священника сельского заурядного прихода к воинской службе — ни обеспеченное положение, ни мундир царского офицера.

Отец Александра Михайловича не был ревностным слугой самодержавия. Когда шло обновление церкви, в которой он служил, художники стали советоваться с ним, как пострашнее изобразить черта. Михаил Александрович, не размышляя долго, предложил взять в качестве натуры местного урядника, один вид которого отпугивал людей. Совет был принят. Прихожане легко узнавали урядника в образе «нечистого».

Был и такой случай. Услышав от того самого урядника, что в соседнем доме, у Добровольских, будет обыск, так как хозяин подозревался в революционной деятельности, Михаил Александрович велел Александру предупредить соседа и забрать у него запрещенную литературу. Обыск оказался безрезультатным.

Учиться в духовную семинарию Александр Михайлович пошел по необходимости. Для малообеспеченного сына священника иного пути к знаниям не имелось. Но ему даже в голову не приходило повторить путь своего отца.

Как и большинство его сверстников, он стремился использовать семинарию лишь как подготовку к светскому высшему учебному заведению. Выросший в деревне, он любил землю и мечтал стать агрономом или сельским учителем. Самые мирные профессии были по душе юному Василевскому. Но жизнь распорядилась по-иному...

Летом 1914 года семинарист последнего класса Александр Василевский приехал на каникулы домой. Впереди был еще один год учебы. Он с удовольствием работал в поле, в огороде, помогал отцу по хозяйству. Привычный любимый труд. Здесь и застала юного Василевского первая мировая война. Ее несправедливый характер, то, что война не нужна народу, Александр Михайлович поймет потом. А вначале, горя патриотическими чувствами, он подает прошение разрешить ему добровольцем ехать на фронт.

Широко развернутая пропаганда искусно скрывала подлинные цели войны, призывая бороться «за веру, царя, отечество». Однако правды ради отметим, что добровольчество в той войне не было массовым. Александр Михайлович оказался в немногочисленных рядах тех, кто рвался на фронт. Из пятидесяти семи слушателей предвыпускного класса духовной семинарии лишь пятеро изъявили желание раньше срока поехать воевать.

Просьба добровольцев была удовлетворена. Александра Михайловича направили сначала в Москву, в Алексеевское военное училище, и после ускоренного курса — на фронт. Пошла окопная жизнь, полная тревог, труда и опасностей. Там Василевский скоро понял лживость пропаганды о высоких целях войны. Фронтовики, особенно солдаты, все глубже сознавали, что война ведется не ради защиты родины, а ради наживы власть имущих. Народу же она несла одни тяготы и разорения.

А. М. Василевский все чаще задумывается над смыслом происходящего. Но, человек дисциплинированный, он стремится стать хорошим командиром. Вначале нес службу полуротным, затем командует ротой. Подразделение А. М. Василевского — лучшее в полку по подготовке, воинской дисциплине, боеспособности. К подчиненным командир был требователен и добр, заботился об их нелегком фронтовом житье, чем вызывал недоумение и даже откровенные насмешки со стороны офицеров дворянского происхождения. Солдаты же относились к штабс-капитану Василевскому уважительно, что в царской армии не считалось обычным.

Сближение А. М. Василевского с солдатами усилилось после того, как гулким эхом разнеслась весть о свержении самодержавия. Он одним из первых среди офицеров полка пошел в Совет солдатских депутатов, установил взаимопонимание с революционно настроенными солдатами. Октябрь 1917 года застал части, в которых служил Василевский, в местечке под Аджуд-Ноу в Румынии. Солдаты горячо приветствовали победу революции. Офицеры-монархисты откровенно злобствовали против Василевского за признание им революционных перемен, за «якшание с большевиками».

В той обстановке, когда ослаб военный режим, А. М. Василевский получает отпуск. Но лишь только он оказался в родных местах, пришло сообщение, что на полковом собрании он избран командиром полка, а потому солдатский комитет предлагал ему вступить в должность.

Александр Михайлович не попал на Южный фронт, где находился его полк, и поэтому поступил в распоряжение местного военного комитета.

Годы войны и служба в армии во многом предопределили профессиональные интересы и жизненный путь Александра Михайловича. Желание стать агрономом как-то само собой погасло. Работа учителем в сельской школе также не увлекла. Захватила революционная волна, пошел служить Советской власти как военный специалист.

Впоследствии А. М. Василевский назовет эти годы решающими в выборе профессии на всю жизнь. Он скажет об этом: «И вот наконец осуществилась моя мечта, которую я вынашивал чуть ли не с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции. В мае 1919 года я был зачислен в Красную Армию, стал ее командиром. Отныне мой дальнейший жизненный путь был для меня прям и ясен»{Эта и большинство приводимых далее цитат взяты из книги воспоминаний А. М. Василевского «Дело всей жизни», из его писем к автору настоящей книги.}.