ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Митико Аояма - Вы найдете это в библиотеке - читать в ЛитвекБестселлер - Фабрис Мидал - Дар сверхчувствительности. 34 упражнения, которые помогут превратить чрезмерную восприимчивость в силу - читать в ЛитвекБестселлер - Марк Хамфрис - Скорость мысли. Грандиозное путешествие сквозь мозг за 2,1 секунды - читать в ЛитвекБестселлер - Юваль Ной Харари - 21 урок для XXI века - читать в ЛитвекБестселлер - Анна Сергеевна Гаврилова - Любимая адептка его величества - читать в ЛитвекБестселлер - Роберт Бено Чалдини - Психология влияния - читать в ЛитвекБестселлер - Маргарита Александровна Гришаева - Капкан для саламандры - читать в ЛитвекБестселлер - Хельга Петерсон - Хотеть касаться - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Юный натуралист» >> Природа и животные и др. >> Юный натуралист 1936 №1 >> страница 2
мелочах. И по распоряжению Ленина выселение питомника было приостановлено.

Свешникова заключила договор с зоопарком. По договору весь питомник передавался зоопарку и поступал к нему на снабжение. Заведывала питомником Свешникова.


Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 3
Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 4
Угадайте: что за зверь? (Ответ см. на 46 стр.).

Фото Т. Маят.

Песня юннатов

Сергей Михалков

Рис. В. Цельмера


Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 5
Крутыми тропинками в горы,
К неведомым залежам руд,
В пустыни, в леса и к озерам,
Ребята-юннаты идут.
Мы новые реки находим—
Нам новые реки нужны!
Мы белые пятна выводим
На карте Советской страны!
        (Припев)
Из комнат просторных и тесных
Мы вышли, и весело нам!
Все видеть, все знать — интересно!
Ребята! Нам будет известна
Чудесная наша страна!
Мы знаем, что это не снится,
Что где-то, в лесах, наяву,
На муху похожие птицы
Сто лет от рожденья живут.

Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 6
Мы птицу увидим, ребята!
Услышим, как птица поет!
Мы птицу поймаем, юннаты!
Пускай в зоопарке живет!
   (Припев)
Мы знаем, что это не снится,
Что южного юга южней
Такая картошка родится,
Что меркнет арбуз перед ней!
Отыщем картошку, ребята!
К себе привезем в огород!
Пусть эта картошка, юннаты,
У нас в огороде растет!
                          (Припев)
Полями идя и лесами,
Случится — не будет огня,
Мы спички придумаем сами —
Мы выбьем огонь из кремня!

Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 7
Нужны если будут канаты,
Мы их из растений сплетем!
Пройдем по речным перекатам,
Над диким ущельем пройдем!
                             (Припев)
Хребты ледяные минуя,
Под снегом спеша и дождем,
Мы песенку очень смешную
О нашем походе поем!
И если товарищ споткнется
И песни куплет оборвет,
То песенка снова начнется,
Как только он в ногу пойдет!
                            (Припев)

Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 8

В стеклянных залах

В. М. Арнольд


Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 9
Вот говорят: "зимой умирает природа", а мы знаем, что она не умирает: волки рыщут по лесу, — не мертвые, небось, а живые, — и вороны каркают, щеглы по веткам скачут, под землей копошатся кроты — питаются, растут, окуни, щуки в реках снуют подо льдом. А это потому так говорят, что вот опал лист с деревьев, пропала трава и цветы, и всем кажется, что мертво стало кругом, что совсем пришла смерть. Одни только сосны да ели стоят зеленые.

Верно! Больше всего зима бьет растения. Даже зеленые хвойные — и эти останавливаются и не дают новых иголочек-листьев, не вырастают на них новые шишки. Они стоят, присмирели. Что ж тут наблюдать в растительном царстве, когда все остановилось и ждет весны?

Однако, нет, ученые наблюдают: зимой наблюдают развитие, рост, цветение, даже вызревание плодов у растений. У нас в Союзе — и в Москве, и в Ленинграде, и в Харькове, и в Киеве, и в других городах.

Стеклом огорожен со всех сторон этот мир. Там создан свой климат, да не один. Внутри этого стеклянное го дома огромные комнаты, где растут пальмы во всю свою вышину, там создают в каждой комнате свой климат. Это оранжереи.

Отоплением доводят тепло до нужной температуры; всюду развешаны термометры, и научные работники следят, чтобы держался ровный нагрев воздуха днем и ночью, чтобы не заснули истопники, не заморозили бы нежных тропических растений — пальм, филодендронов, какао, эвкалиптов. Гигрометры развешаны всюду, — по ним смотрят, чтобы держалась та же влажность.

Здесь, в этих стеклянных залах, попадаешь во влажный жаркий воздух тропического леса, в других залах — в сухой и знойный воздух пустыни. А вот зала — в ней в точности воспроизводят мягкий климат берегов Средиземного моря. В Москве вы можете побывать в нашем сухумском, субтропическом климате, можете попасть в атмосферу полупустыни, — все это искусственно создано в этом огромном стеклянном дворце — в оранжерее.

Но что заменяет там солнце? Ведь не станут же расти хотя бы наши простые огурцы, если их посадить, скажем, осенью. Как их ни грейте, они не зацветут у вас на окне, пусть даже вся комната будет из стекла: коротки осенние и зимние дни, а чтобы огурцам зацвести, им нужен свет, свет, свет!

«Пожалуйста, — сказали в оранжерее, — вот вам свет!» — и залегли электричество. Оказалось, что огурцы согласились на эту замену солнца, разрослись, зацвели, и выросли настоящие свежие огурцы среди зимы. Мало этого: созрел у и пожелтели, дали семена. Может быть, семена вышли какие-нибудь негодные? Нет, самые нормальные. Их посеяли, из них вышли отличные огурцы.

И вот, если вы сейчас придете в оранжерею, вы увидите, как там цветут австралийские пленники. И ученый, изучающий этот вид растений, может не ехать в Австралию, а здесь у нас в Союзе, пойти и посмотреть, как цветет этот вид. Как бы вы ни описывали, какие б картинки и фотографии ни предлагали человеку, ничто ему не заменит живого экземпляра: живого листа, цветка, живого фрукта, диковинного плода, за которым надо ехать тысячи километров, чтобы его посмотреть. В оранжерее он все это увидит. Это живой музей, живая коллекция, с ароматом и цветом, и, конечно, сухой гербарий перед ней ничто. Гербарий — это записная книжка, это зарисовка формы, размера, еще с полдесятка грубых признаков, по которым лучше вспоминать раз уже виденное, а уж никакие изучать новое.

Но любопытно вот что: оранжерея не только живой гербарий, — оранжерея в руках ученого — это ботаническая лаборатория. Смотрите: вам захотелось, например, узнать: что станет с привычным жителем сухой пустыни, кактусом, во влажном тропическом климате? Будет ли он приспособляться и как? Как это просто сделать в