Литвек - электронная библиотека >> Сергей Николаевич Зеленин >> Самиздат, сетевая литература и др. >> От "Бронемандавошки Форда" до Сталинского красавца из Сормова. Альтернативная история российского танкостроения. >> страница 2
фрикционы, управляемые рычагами. Механизмы поворота и валы бортовых передач монтировались в едином картере. Водитель управлял машиной с помощью двух педалей (правая — зажигание и акселератор, левая — двойной тормоз) и двух рычагов поворота.

Установленные позади двигателей радиаторы обдувались вентилятором, прогонявшим воздух через решетку в нижнем кормовом листе и через просвет между верхними листами моторно-трансмиссионного отделения, прикрытый двухскатной бронекрышей. Крепление верхних листов и крыши на петлях должно было облегчить обслуживание и ремонт силовой установки.

От

Рисунок 5. Даже по советским понятиям танк был тесноват!

Ходовая часть включала на один борт 6 опорных катков, сблокированных по три на двух тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Малый динамический ход катков до удара в балку не прибавлял экипажу комфортности при движении («полужесткая» подвеска). Два поддерживающих ролика также крепились на полуэллиптической рессоре. Одинарное ведущее колесо — заднего расположения, зацепление гусеницы — зубовое, за шарнир трака. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса. Направляющие колеса большого диаметра были вынесены вперед и вверх. Как видим, здесь использована примерно та же схема, что и в танке Рено, но с другим конструктивным оформлением. Обращают на себя внимание, однако, крепление оси направляющих колес снаружи на внешних кронштейнах и отсутствие приспособления для регулировки натяжения гусеничных цепей — видимо, для упрощения. Трак гусеницы — почти квадратный, сборный (в этом танк ближе трактору «Холт», чем танку «Рено»), включал подушку и два рельса, на которых опорные катки удерживались ребордами.

Для наблюдения и вентиляции служил возвышающийся над гусеничным обводом грибовидный колпак со смотровыми щелями, также схожий с «Рено».

(Пресловутая «командирская башенка», опять же отсутствующая на Т-34. Авт.)

На марше крышка люка водителя откидывалась вверх, образуя его окно, но поскольку выступающие вперед короб установки вооружения и гусеничный обвод сильно ограничивали обзор водителю, колпак оказывался ему необходим и тут. Для повышения возможности преодолевать рвы и вертикальные препятствия сзади жестко крепился «хвост». На корпусе сверху крепились большие крюки, рассчитанные на облегчение погрузки-разгрузки танка при перевозках. Имелись и буксирные приспособления.

От

Рисунок 6. Американские генералы планировали воевать до 1919 и готовили соответствующую «интернациональную» танковую «армаду» из (слева направо) 15 тысяч танкеток Форда "Ford М 1918", 3-4 тысяч лёгких танков «FT-17», и 1500 тяжёлых танков прорыва Виккерс Mk VIII, названного "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl".


Компанией Форда планировалось, что за счет широкого использования автомобильных агрегатов удастся собирать до 100 танков в месяц. Причем танк должен был решать задачи не только боевой машины, но и транспортера боеприпасов и легкого артиллерийского тягача (например — для 75-мм полевой пушки).

Двухместный 3-тонный танк, массовое производство которого было бы максимально дешево (существенная черта, вытекавшая из опыта массового автомобильного производства), вошел в танковую программу уже в 1917 г., но его доводку до серийного образца фирма «Форд» смогла закончить только к концу 1918 г. — 23 октября один экземпляр танка «Форд» представили во французском Шале-Мед он около Парижа.


Со всей присущей американцам размахом, был выдан заказ на 15 000(!!!) танков… Масштабы просто поражают воображение и достойны следующей – Второй мировой войны.

Однако, Генри Форд малость опоздал со своим танком - война в Европе закончилась. Была изготовлена лишь одна десятая процента от заказанного количества машин (то есть 15 штук), после чего от программы отказались.


Развитие проекта:

От Летом 1918 г. по заказу Армии США на базе танка «Ford 3-ton» разработали более крупную машину массой 7,5 тонны. Прототип был примерно на 0,75 м длиннее, чем «Ford 3-ton», и значительно выше — его высота достигла 2,4 м. Экипаж увеличился до трех человек, а количество двигателей сократили — вместо двух автомобильных двигателей установили один 6-цилинровый мотор «Hudson» мощностью 60 л. с.. (В некоторых источниках, даже два по 60 л.с.! Авт.).

Рисунок 7. Лёгкий танк Ford Mk.I был создан специалистами фирмы Ford в 1918-м году в рамках программы по созданию отечественного танка. Данная машина должна была вооружаться 37-мм пушкой, установленной в башне и 7,62-мм курсовым пулемётом. Машина успешно прошла испытания, и даже был заключён предварительный контракт на изготовление 100 танков, однако впоследствии он был аннулирован в пользу лицензионного производства танков FT-17.

Основное вооружение — 37-мм пушка располагалась во вращающейся башне. Пулемет Browning в корпусе сохранился. Под обозначением А(1) танк проходил испытания летом-осенью 1918 г. Однако, несмотря на лучшую вооруженность и возможность преодолевать несколько более широкие окопы, А(1) не показал каких-либо решающих преимуществ перед «Reno FT-17», производство которых по просьбе союзников уже налаживалось на заводах в США.

В связи с окончанием войны работы по проекту были свернуты, и предпочтение отдали более удачному «американскому Рено».

От

Рисунок 8. Лицензию на французский Renault FT-17 покупали все кому не лень, очень уж танк был хорош. Так и в США, на момент завершения ПМВ успели наделать 950 единиц, из которых: 526 с пулеметами Browning, 374 с пушками Vickers 37 мм и еще 50 машин связи (TSF). Танки конструктивно почти не отличались от прототипа, за исключением нескольких несущественных деталей. 


ОПЯТЬ РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ, УЖЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ.

С танками в Советской России начала 20-ых годов было чуть получше, чем во время битвы с пресловутыми монголо-болгарами на Мамаевом кургане в середине 13