Литвек - электронная библиотека >> Лев Владимирович Канторович и др. >> История: прочее >> Четыре тысячи миль на "Сибирякове" >> страница 12
винта, а потом и самого винта,— и многовековая задача была бы решена в еще более короткий срок.

Четыре тысячи миль на
Но если эта авария и отдалила немного миг блистательной победы, зато она дала возможность всем участникам экспедиции доказать миру, что "нет таких крепостей, которыми не могли бы овладеть большевистская организованность и настойчивость".

Без этой аварии победа над Арктикой далась бы чересчур легко и могла бы, пожалуй, повести к слишком опрометчивым выводам о постоянной легкой и быстрой проходимости северного морского пути. Условия плавания в полярных водах не всегда одинаковы, и состояние льдов вечно меняется. Плавание "Сибирякова" показало, что северным морским путем может пройти при благоприятных условиях даже и не ледокол. Но для обеспечения постоянного и безопасного плавания этим путем необходимо иметь под рукой на самых ответственных участках большие мощные ледоколы, которые могли бы вести и с запада и с востока энергичную атаку на полярные льды и выводить из льдов на чистую воду обыкновенные коммерческие пароходы, поддерживающие транспортную связь между европейскими портами и тихоокеанскими водами.

Тральщик ״Уссуриец״ взял ״Сибирякова״ на буксир, и на этом окончилась советская полярная экспедиция 1932 года. Через две недели оба судна входили на рейд Петропавловска на Камчатке.

Советские моряки и полярники с честью выполнили свой долг, и в истории исследования северного морского пути открылась новая глава. Северный путь проложен, северный путь открыт — он станет одной из широких больших дорог, по которой спокойно и уверенно пойдут во все страны света советские корабли.



Четыре тысячи миль на  

 Четыре тысячи миль на

 Четыре тысячи миль на

Четыре тысячи миль на





Четыре тысячи миль на
начальник экспедиции академик О. Ю. Шмидт

Четыре тысячи миль на
капитан экспедиции В. И. Воронин

Четыре тысячи миль на
руководитель научной части экспедиции профессор В. Ю. Визе

Четыре тысячи миль на
радисты экспедиции Э. Т. Кренкель и Е. Н. Гершевич 

Четыре тысячи миль на
боцман корабля Анатолий Загорский



Примечания

1

״Эдуард шестой, король Англии, Франции и Ирландии и проч. Всем царям, и государям, и владыкам, и всяким судиям земли и вождям её, имеющим на оной какой-либо отличный сан, во всяких местах, где бы ни были во всей вселенной...״

(обратно)