Литвек - электронная библиотека >> Фёдор Михайлович Сергеев >> История: прочее >> Чили: анатомия заговора >> страница 3
администрация Рейгана, как уже говорилось, даже расширила его полномочия в соответствии с доктриной «неоглобализма».

* * *
О чилийской трагедии, острой болью отозвавшейся в сердцах миллионов людей и потрясшей всю прогрессивную общественность мира, написано немало. В книгах и статьях проанализированы характер внутриполитического развития в Чили, причины поражения чилийской революции, открывшей перспективы избавления от нищеты и угнетения. В представляемой вниманию читателей книге рассказывается о менее известных сторонах вмешательства Соединенных Штатов во внутриполитическую жизнь Чили, в результате которого страна оказалась под властью террористической диктатуры. Основное внимание сосредоточено на показе роли ЦРУ, объединившего по приказу Белого дома силы контрреволюции и осуществившего широкомасштабную подготовку военно-фашистского переворота. На основе анализа документов конгресса и правительства США, свидетельств американских дипломатов и бывших сотрудников ЦРУ, сведений, почерпнутых из мемуарной и другой литературы, делается попытка раскрыть механизм заговора американского империализма, показать преступный характер вмешательства США в дела суверенных государств, приобретшего тотальный характер.

Каналы империалистического проникновения

Прежде чем рассказать о событиях, непосредственно предшествовавших фашистскому перевороту 1973 года, важно показать каналы, которые использовались США для насаждения в Чили угодных им порядков, закрепления американского экономического и политического господства.

Активное проникновение американского монополистического капитала в экономику Чили развернулось на рубеже XIX и XX веков, и к началу первой мировой войны США уже довольно прочно обосновались в этой стране: их инвестиции в 1900–1914 годах увеличились с 5 до 200 млн. долл., то есть в 40 раз1. Транснациональные корпорации США стремились захватить ключевые позиции в экономике Чили и создавали разветвленную сеть дочерних фирм и отделений, многие из которых и по настоящее время оказывают решающее влияние на жизнь страны. К концу войны их положение укрепилось в такой степени, что с этого периода Чили оказывается окончательно втянутой в сферу постоянно растущего экономического и политического господства США, которые в ходе упорного соперничества значительно потеснили Англию, которая также стремилась сохранить свои позиции в этой стране.

В канун второй мировой войны Чили принадлежало второе после Кубы место среди стран латиноамериканского региона по объему прямых капиталовложений США, достигших к 1940 году 592 млн. долл.2 В военные и особенно послевоенные годы американский монополистический капитал уже безраздельно контролировал важнейшие отрасли чилийской экономики. К середине 60-х годов из общей суммы иностранных капиталовложений в Чили, составлявших примерно 1,2 млрд. долл., на долю США приходилось около 1 млрд. долл. Свыше 50 % из них было инвестировано в горнодобывающую и металлургическую промышленность.

Иностранные корпорации заняли господствующие позиции в чилийской промышленности. В 1968–1969 годах они являлись совладельцами 25 % промышленных компаний Чили, причем это были крупнейшие, нередко ведущие компании в своей отрасли, на которые приходилось 60 % продукции чилийской промышленности3.

По запасам высококачественной медной руды Чили принадлежало первое место в капиталистическом мире. По объему добычи меди она ненамного отставала от Соединенных Штатов. Горнодобывающая промышленность (прежде всего ее медная, угольная и селитряная отрасли) — одна из ведущих в экономике страны. Медь, главное богатство Чили, прибранное к рукам транснациональными корпорациями США, составляла 70 % чилийского экспорта, который давал государственной казне около 80 % валютных поступлений4. Иностранные монополии всячески тормозили развитие обрабатывающей промышленности в Чили, стремясь удержать страну в роли поставщика важных видов сырья и рынка сбыта промышленных изделий. В то же время доходы от добывающей промышленности шли прежде всего в карман иностранных компаний, главным образом североамериканских, контролировавших разработку основных месторождений полезных ископаемых. Например, две крупнейшие американские корпорации по добыче меди «Анаконда» и «Кеннекотт» за 50 лет своей хищнической деятельности в Чили (до 1963 г.) выкачали из страны в виде чистой прибыли 4106 млн. долл. Ежегодная прибыль на вложенный капитал «Анаконды» составляла в 1955–1970 годах в среднем 21,5 %, а «Кеннекотт» — 52,8 % (в отдельные годы — 100 и даже более 200 %), в то время как в других странах она не превышала 10 % (по некоторым данным, 4 %)5. Возможность извлечения высоких прибылей объяснялась зависимым положением Чили от американского рынка. Находясь во власти транснациональных корпораций США, занимавшихся добычей, рафинированием и сбытом меди, она вынуждена была продавать свою медь по значительно заниженным ценам, устанавливаемым несколькими крупнейшими компаниями, в первую очередь «Кеннекотт» и «Анакондой». Компании, занятые добычей селитры, вывезли за 80 лет 3937 млн. долл. «Бетлехем стил корпорейшн» за полстолетия заработала на чилийской железной руде 970 млн. долл.6

Значительная часть населения страны жила впроголодь, хотя чилийские земли при правильном их использовании и распределении способны, по подсчетам экономистов, прокормить минимум 30 млн. человек7, что примерно втрое превышает население страны. В связи с отставанием сельскохозяйственного производства от темпов роста населения Чили вынуждена была наряду с промышленными изделиями постоянно импортировать и продовольствие, затрачивая на это значительную часть получаемой ею иностранной валюты. Это, естественно, увеличивало ее зависимость от Соединенных Штатов как крупнейшего поставщика сельскохозяйственной продукции. Латифундизм в сельском хозяйстве и господство иностранных монополий в промышленности резко ограничивали возможности внутреннего чилийского рынка, сдерживали экономическое развитие страны.

К началу 70-х годов нынешнего столетия господство транснациональных монополий США было фактически неограниченным: они контролировали добывающую промышленность страны, металлургию и металлообработку, химическую и фармацевтическую, электротехническую и пищевую промышленность, строительство, транспорт, банки, страховое дело и внешнюю торговлю. Американские «Нэшнл сити бэнк», «Бэнк оф Америка» и др., создавая свои филиалы в Чили, постепенно прибирали к рукам и финансы этой страны.

Чили в большей