Литвек - электронная библиотека >> Олег Викторович Двуреченский и др. >> История: прочее >> Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле

 Олег Викторович Двуреченский Реликвии Донского побоища Находки на Куликовом поле
Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле. Иллюстрация № 1


Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле. Иллюстрация № 2
Автор-составитель О. В. Двуреченский

Вступительное слово

Сражение на Куликовом поле 1380 г. занимает совершенно особое место в истории и культуре русского народа и Русского государства. Значение Донского побоища осознавали русские люди на протяжении всей истории страны, но уже при жизни участников его значение далеко переросло значение рядовой победы над одним из многочисленных противников Руси. Это событие стало поворотным моментом русской истории, определив направление и пути развития страны. Именно в верховьях Дона был заложен первый камень в основание нашего государства — общей родины народов бывшей, нынешней и будущей России.

Изучение Куликова поля для Государственного Исторического музея — одно из приоритетных научно-исследовательских направлений. Более тридцати лет ГИМ в сотрудничестве с Институтом географии РАН, Военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово поле» и другими научными организациями проводит междисциплинарные исследования поля битвы. Сложилось четыре основных направления работы. Первое связано с изучением процессов заселения и хозяйственного освоения русским земледельческим населением этого района. Другим направлением стали палеогеографические исследования с целью реконструкции его ландшафтной истории. Третьим и четвертым направлениями являются уточнение места сражения и поиск погребений павших воинов.

Музей выпустил ряд сборников и коллективных монографий, освещающих ход работ. В 1990 году были опубликованы результаты комплексного исследования истории и ландшафта поля[1]. Публикации последующих результатов осуществлялись в коллективных монографиях, выпущенных в 2005 и 2007 гг.[2] К посвященной 625-летию Куликовской битвы конференции в 2005 г. тиражом в 100 экземпляров было выпущено первое издание каталога реликвий, найденных на Куликовом поле[3].

Представленная вниманию книга включает расширенный и дополненный последними находками свод находок Донского побоища. Органично дополняют каталог очерки истории и методики изучения битвы, а также статьи по военно-археологическому анализу находок, обзору оружия и военного дела Руси той эпохи.

Мы надеемся, что книга вызовет интерес не только специалистов, но и всех людей, неравнодушных к истории Отечества.

В. Л. Егоров

доктор исторических наук,

заместитель директора

Государственного Исторического музея

по научной работе


Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле. Иллюстрация № 3
Рубка. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в. Остермановский II том. Л. 87 об.

Реликвии Донской битвы 1380 г.

Прошлое оставило нам немного памятных мест, столь символических и священных для истории нашей страны. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года лег один из главных жертвенных камней на пути освобождения и становления единого русского народа. Именно это одно из красивейших мест центральной России стало полем Донского побоища. Здесь сошлись объединенные дружины княжеств Северо-Восточной Руси с силами эмира Мамая, неофициального правителя европейской части Золотой Орды.

Великое сражение на Дону стало предметом исследования многих поколений ученых. Одним из первых начал изучать его историю И. М. Карамзин; в конце 1810-х гг. директор училищ Тульской губернии С. Д. Нечаев предпринял уникальные по тем временам натурные исследования предполагаемого места битвы.

Владея «дачей сельца Куликовки» в Епифанском уезде, он провел первое исследование исторической топографии Куликова поля, пытаясь увязать предполагаемый ход битвы с реальной местностью. Кроме того, он скупал у крестьян и описывал старинные предметы, найденные на месте сражения, предприняв первые публикации находок. С. Д. Нечаев был одним из инициаторов создания памятника на Куликовом поле. Его деятельность вызвала значительный общественный резонанс. Писатель-декабрист А. А. Бестужев в 1833 г. признавался журналисту Н. А. Полевому: «Вы пишете, что плакали, когда описывали Куликово побоище. Я берегу как святыню кольцо, выкопанное из земли, утучненной сею битвой. Оно везде со мной, мне подарил его С. Нечаев».

Сообщения о находках на Куликовом поле в 20–30-х гг. XIX в. — копий и частей мечей, наконечников стрел, фрагментов панцирей и кольчуг, крестов-энколпионов и нагрудных образков, перстней и амулетов-змеевиков — не раз появлялись в печати, фиксировались воспоминаниями современников. Некоторые реликвии были преподнесены в дар Н. М. Карамзину, скульптору И. П. Мартосу, президенту Академии художеств А. Н. Оленину; наперсный крест и медный амулет-змеевик подарены тульскому губернатору В. Ф. Васильеву и генерал-губернатору А. Д. Балашову. Большая коллекция реликвий хранилась в родовом имении Нечаевых в селе Сторожево. К сожалению, и коллекция, и многие дары Нечаева бесследно пропали.

С именем тульского археолога Н. И. Троицкого связывается вторая волна находок на Куликовом поле с 1880-х гг. Основное обнаружение предметов происходило в окрестностях с. Монастырщина (Карта 3). Н. И. Троицким упоминаются образки-складни, нательные кресты и монеты. Им были приобретены бердыши и ядра XVI–XVII вв.

При начале массовой распашки поля сражения в 30-х гг. XX в. находили вещи, которые связывали со знаменательным историческим событием. До нас дошли отрывочные упоминания о несохранившихся находках предметов вооружения. Однако не все было утрачено: несколько наконечников копий хранятся в Тульском областном краеведческом музее[4].

Научный подход к поиску и изучению поля битвы сформировался только к ее 600-летнему юбилею и воплотился в исследовательской деятельности ГИМ.

С 80-х гг. XX в. эту работу выполняет Верхне-Донская археологическая экспедиция (ВДАЭ) музея. Поисковые работы на Куликовом поле соединены с источниковедческими исследованиями исторического и военно-археологического контекста событий 1380 г. Проводятся палеопочвенные исследования с целью восстановления ландшафта, что помогает конкретизировать места поисковых работ. Комплексный подход в изучении предметов как полученных самой ВДАЭ, так и найденных ранее, позволил выделить изделия, которые с наибольшей вероятностью могут быть