ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в Литвек width=Бестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в Литвек width=Бестселлер - Джейн Энн Кренц - Разозленные - читать в Литвек width=Бестселлер - Михаил Юрьевич Елизаров - Библиотекарь - читать в Литвек width=Бестселлер - Владимир Владимирович Познер - Прощание с иллюзиями - читать в Литвек width=Бестселлер - Борис Акунин - Аристономия - читать в Литвек width=Бестселлер - Бенджамин Грэхем - Разумный инвестор  - читать в Литвек width=Бестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в Литвек width=
Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Юный техник» >> Газеты и журналы и др. >> Юный техник, 2015 № 03

ЖУРНАЛ «ЮНЫЙ ТЕХНИК» НАУКА ∙ ТЕХНИКА ∙ ФАНТАСТИКА ∙ САМОДЕЛКИ № 3 март 2015

Популярный детский и юношеский журнал.

Выходит один раз в месяц.

Издается с сентября 1956 года.

ВЫСТАВКИ Гимназический музей

Он единственный в своем роде в Москве и, возможно, во всей России — школьный музей истории вычислительной техники. Вот уже 6 с лишним лет он работает в гимназии № 1530 «Школа Ломоносова», расположенной в Сокольниках. В ней побывал наш специальный корреспондент Станислав Зигуненко. И вот что там увидел.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 1
Моим гидом стал кандидат технических наук Дмитрий Михайлович Златопольский — организатор и директор этого необычного музея.

— Каждый год 12 декабря мы празднуем очередную годовщину существования нашего музея. На его открытии в 2008 году было немало народа, в том числе люди, лично внесшие большой вклад в развитие отечественных ЭВМ. Среди них — член-корреспондент РАН Геннадий Георгиевич Рябов, директор Института точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева, — рассказал он.

А дальше выяснилось следующее. В свое время Дмитрий Златопольский учился в Московском автодорожном институте, на факультете дорожно-строительных машин. Потом там же и работал. Он не собирался менять специальность, но в начале 90-х годов прошлого века специалистов по дорожно-строительным машинам в институте стали готовить меньше, а потому и преподавать, собственно, стало некому.

И Дмитрий Михайлович ушел в школу преподавать информатику. По ходу дела выяснил, что многие школьники имеют весьма слабое понятие о том, как и на чем люди считали до того, как появились калькуляторы и персональные компьютеры.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 2
Экспозицию гимназического музея показывает Д. М. Златопольский.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 3
Стандартная клавиатура «персоналки» и счислители Куммера.


Тогда он начал собирать всевозможные вычислительные приборы и устройства — от абака и конторских счетов до механических арифмометров и первых специализированных настольных персональных компьютеров.

— Середина 1990-х годов — время, когда повсюду стали появляться персональные компьютеры, а значит, уходила в прошлое эпоха в развитии вычислительной техники, длившаяся несколько десятилетий, — припоминает Д. М. Златопольский. — И я понял, что нужно сохранить как можно больше свидетельств этой эпохи. Стал ездить по заводам, институтам, так называемым «почтовым ящикам». Привлек знакомых, соседей, родственников, коллег. Писал письма в другие города…

Интенсивный поиск дал свои результаты. Предметы и документы, относящиеся к истории вычислительной техники, приходили из Минска, Пензы, Еревана и других городов, в которых разрабатывались и выпускались ЭВМ первых поколений. Студентка из Китая привезла старинные китайские счеты «суаньпань», знакомый Дмитрия Михайловича — старинные японские счеты «соробан». Будучи на Украине, он привез оттуда один из первых отечественных калькуляторов, весом более 10 кг. Конечно, приносили экспонаты и учащиеся самой гимназии, в которой работал Д. М. Златопольский.

Большие ЭВМ — электронно-вычислительные машины — так во второй половине XX века назывались компьютеры — в гимназическом музее, хоть он и занимает помещение класса, попросту бы не уместились. Ведь для их размещения требовались машинные залы, а то и целые здания. А потому ЭВМ представлены в экспозиции лишь отдельными деталями и узлами. Вот электронные платы, вот огромные диски компьютерной памяти, из которых умельцы тогда делали телевизионные «тарелки» — антенны для улучшения приема тогдашних громоздких телевизоров.

— А вот это знаменитые в свое время «Феликсы» — механические арифмометры, — продолжал рассказывать и показывать Дмитрий Михайлович. — С их помощью не только студенты, в том числе и я сам, вели расчеты для своих курсовых и дипломных работ. Траектории полета первых ракет и спутников тоже были рассчитаны при помощи этих устройств…

Лично мне больше всего запомнились механические калькуляторы для библиотек. Они позволяли библиотекарям фиксировать нажатием кнопок и рычагов, сколько читателей посетили библиотеку в тот или иной день, какой литературой — учебной, научно-популярной или художественной — они интересовались.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 4
1. Перфолента — носитель информации первых ЭВМ.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 5
2. Механический калькулятор «Феликс».


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 6
3. Модуль памяти на ферритовых кольцах.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 7
4. Ферритовое кольцо памяти.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 8
5. Ламповый триггер одной из первых ЭВМ.


Юный техник, 2015 № 03. Иллюстрация № 9
6. Гибкие флоппи-диски первых «персоналок».


Еще одна замечательная коллекция, собранная Златопольским, состоит из полутора десятков всевозможных логарифмических линеек. Самая большая — демонстрационная — в длину около 2 м, самая маленькая легко умещается на ладони. В свое время мы уже писали, что логарифмические линейки побывали с космонавтами на орбите, а с астронавтами добрались даже до Луны. Но вот что в нашей стране существовали специализированные логарифмические линейки для комбайнеров, я впервые узнал от Дмитрия Михайловича. Такое нехитрое вроде бы устройство позволяло оперативно подсчитать, сколько центнеров зерна намолотил сегодня комбайнер, каков урожай с гектара…

Показал Златопольский и совсем уж необычные линейки. Финские и немецкие изобретатели догадались поместить на обратной стороне каждой линейки своеобразные калькуляторы, позволяющие быстро производить арифметические операции сложения и вычитания, что на самой линейке сделать нельзя.

Имеются в экспозиции музея также специализированные вычислительные устройства и планшеты для летчиков, штурманов, артиллеристов…

Показал мне Д. М. Златопольский и аналоговые вычислительные устройства. Это были своего рода математические модели различных процессов и инженерных сооружений. Например, перед тем как строить плотину для гидроэлектростанции, на такой