Литвек - электронная библиотека >> Олег Викторович Давыдов >> Биографии и Мемуары и др. >> Записки капрала

Записки капрала 

  Сразу оговорюсь, что цель данной публикации состоит не в том, чтобы очернить или распропагандировать современную российскую армию. Скорее это автобиографическое переосмысление полученного опыта военной службы по призыву, с попутным анализом и рекомендациями. Скажем так - прочитай я подобную статью перед отправкой в армию, мне было бы намного легче сориентироваться впоследствии и избежать ненужных ошибок. К сожалению многие уходящие «служить Родине» зачастую имеют о войсках очень смутное представление, основанное на распространенных легендах и мифах. Поэтому только здесь вы можете почерпнуть всю правду о реалиях российской армии, без всякого приукрашивания. С другой стороны статья не претендует на абсолютный статус последней инстанции, потому что военные части отличаются друг от друга, везде есть своя специфика.

 Итак - приступим:

Призыв.

 Как много в этом слове для сердца юноши слилось... Чем запомнился мне призыв «осень 2004 года»? Бледные лица пытающихся «закосить», бесконечные очереди на медкомиссиях и шумные пьянки уходящих. Мне, как выпускнику ВУЗа, предстояло служить всего год. И если честно, то и этого года было откровенно жаль. Но к этому времени у меня уже выработалась нейтрально-пофигистическая позиция, выражавшаяся в лозунге: «Призовут - бог с ними, забракуют - тоже неплохо». Можно сразу предупредить будущих призывников, что симулировать тяжелую болезнь фактически невозможно, а с мелкими заболеваниями гребут всех. Калечиться на всю жизнь, чтобы не идти в армию, дураков нет. Зачастую берут даже тех, кто по здоровью не проходит, в основном для отчетности. Все равно их в армии комиссуют - бесплатно прокатятся туда-сюда на деньги Минобороны. Так что мне, с моей близорукостью, сам бог велел служить.


Маяк.

 Вот она - синяя печать «призван пятнадцатого ноября Олекминским РВК» в военном билете, отделившая меня от гражданской жизни ровно на один год. Впереди полная неизвестность. Все эти профессиональные тесты, рекомендующие в определенные рода войск, можете использовать в качестве туалетной бумаги. Приедет «покупатель» и возьмет всю партию оптом. Даром что самосвал не подгонят. И вот мы на распределительном пункте в г. Якутске, в простонародье именуемым «маяком». Здесь твоя судьба действительно может качнуться в любую сторону. Тут нас впервые начали ломать и подстраивать под армейскую гребенку. Наряды, ходьба строем, распорядок дня. Все эти слова, безобидные на бумаге, оборачиваются для расхлябанного «гражданкой» сознания сущей пыткой. На «маяке» мы впервые столкнулись с неуставными взаимоотношениями (т.е. «дедовщиной»). Происходило все так - в комнату, где находилось пятьдесят человек, вошли трое «дедов». Последовала команда: «Упор лежа - принять!». Инертная масса, после прицельного метания сапогами в особо непокорных, выполнила приказ. Это был первый урок, усвоенный мною в армии: каждый человек в отдельности - личность, в толпе же все хорошие и плохие качества нивелируются и индивидуум поддается общему настроению.

Инженерные войска.

 Наконец, после недельного ожидания, приехали «покупатели». Меня записали в Вятское инженерное училище, находящееся в семидесяти километрах от г. Хабаровска. Поначалу прошли отчаянные слухи, что нас везут в стройбат. Однако сопровождающий офицер доходчиво объяснил, что инженерные войска - это не стройбат. Но все это оказалось софистикой. По дальнейшему опыту мы узнали, что вся армия, кроме частей боевой готовности, является стройбатом. Военным транспортным самолетом нас перебросили в Благовещенск, а оттуда поездом до Хабаровска. Этап обмундирования мы прошли в г. Якутске, что, на мой взгляд, оказалось ошибкой. Пока мы доехали до места назначения, многих уже успели ободрать как липку на многочисленных перевалочных пунктах. Самым ценным в нашем новеньком обмундировании считались сапоги, как самая изнашивающаяся матчасть. В результате многие, по прибытии в часть выглядели как отслужившие не один год в своих засаленных «х/б» и стертых сапогах, которые носили несколько поколений военнослужащих. Нашим «дедам» в принципе достались объедки былого пиршества, но этого им хватило. В этом «специфика учебки».

Специфика военного училища.

 Первое отличие «учебки» от войск - это дикая, непередаваемая смесь «уставщины» и «дедовщины». Причем «дедовщины» самого непробиваемого свойства - «сержантовщины». Дело в том, что после прохождения учебного процесса длиной в шесть месяцев, курсанты отправляются в войска, а на их место нагоняют новых «духов». Остается только постоянный состав учебных рот - сержанты. По три сержанта на взвод. Вот они и являются старослужащими. Если в войсках рядовой-дух еще может безнаказанно (в теории) ударить рядового-дедушку, то тут поднять руку на сержанта означает нападение на своего непосредственного командира при исполнении обязанностей, со всеми вытекающими последствиями. Еще одна специфика «учебки» - массовость. Каждые полгода прибывают и убывают полторы тысячи человек. Этакий человеческий муравейник. Роты по сто двадцать и взводы по тридцать человек. Скученность, духота, двухъярусные койки насколько хватает глаз, конвейерное питание. Имеются также и плюсы, но о них позднее.

Рота молодого пополнения.

 Что я помню с этого периода времени? Да ничего существенного. Многочасовое сидение на табуретках в ряд, затылок в затылок, и слушанье нудных лекций из устава, прерываемое строевой подготовкой по плацу. Через две недели нас раскидали по ротам. По идее мы должны были за это время акклиматизироваться к условиям армейской жизни, но этого не произошло. Ибо рота молодого пополнения в корне отличается от учебной.

Неуставные взаимоотношения.

 Третья учебная рота встретила веселыми сержантами, которые растащили нас по взводам. Я угодил в четвертый, готовящий механиков-водителей ИРМ (инженерной разведывательной машины). Пока мы не приняли присягу, сержанты нас не особо допекали. Но от этого легче не стало. Потому что в силу вступил основной закон армии - человек человеку волк. Среди людей всегда найдутся те, кто хочет поправить свое положение за счет других. В этом нет ничего удивительного - вся наша социальная система основана на насилии. Даже пословица такая есть: «Наглость - второе счастье». И вот из нашей курсантской массы стали появляться звероподобные личности, «перцы», не гнушающиеся давить более слабых в моральном и физическом плане. Сержанты не только не пресекали подобные явления, но и подвели под
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Александра Борисовна Маринина - Безупречная репутация. Том 1 - читать в ЛитвекБестселлер - Фрэнк Патрик Герберт - Бог-Император Дюны - читать в ЛитвекБестселлер - Кристен Годси - Почему у женщин при социализме секс лучше - читать в Литвек