Литвек - электронная библиотека >> Архиепископ Иона Черепанов >> Православие и др. >> Житие преподобного Ионы, Киевского чудотворца. >> страница 2
благоизволила указать вам место для жития. Ты, брат Алексий, иди к старцу Феофану мудрому в Валаамскую обитель, а ты, брат Иоанн, иди в Белобережскую пустынь к мудрому старцу, схимонаху Феодору, ученику архимандрита Молдавского Нямецкого монастыря Паисия, и будь ему верен, как мне. Однако он не будет с тобой долго — его изгонят. Тогда он отдаст тебя старцу Афанасию мудрому, которого зовут прозорливым, но ты и у него не будешь долго — через два года он отойдёт в вечность. Тогда боголюбивый старец Афанасий отдаст тебя опытному и мудрому старцу, другому отцу Афанасию. Все они — ученики архимандрита Паисия. Они все, а также и другие вместе с ними, вышли из Молдавии, спасаясь от набегов турок из-за войны с Турцией. Потом ты долго будешь при старце Афанасии втором, а пред своим отходом ко Господу он поручит тебя иному старцу Авелю, такому же, каков он сам.

По кончине этого последнего старца ты должен быть готов к назначенному тебе великому делу — тому, которое уготовил тебе Всеблагой Господь, Всесвятая Богородица и все святые с Нею. Ты должен будешь идти в город Киев и потрудиться там в созидании и устроении мужского общежительного монастыря — великого и дивного для всех и полезного многим спасающимся в нём во славу Божию. Ибо восхотел Господь показать и явить силу Свою и благодать в последние дни. И я предупреждаю тебя: будь недвижим мыслью, духом и сердцем твоим, оставайся всегда спокоен. Верно служи Ему и благоугождай, и на тебе совершится слово святого пророка: встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос. Внемли благому Владыке Господу, ибо Всеблагой Господь, Его Всенепорочная Матерь Всесвятая Богородица и множество великих святых троекратно посетят тебя и благословят на святое дело. Тогда тебе будет указано место, а ты приложи труд во славу Божию, будь готов ко всем трудностям, которые встретятся тебе на пути этого делания, не ослабевай и не изнемогай. Доверься милости Божией и помощи Божией Матери и святых, ибо они есть и будут с тобою. Помни, что Господь Бог избрал тебя орудием Своих святых дел и исполнителем Своей священной воли».

И, сказав это, старец помолился со слезами Господу Богу, Матери Божией и всем святым и отпустил нас, дав немного сухариков. И мы пошли по назначенному нам пути. Нелегко нам было оставлять его — своего отца и учителя. Мой брат Алексий не перенёс скорби и скончался в пути, а меня, грешного, Господь Бог, Божия Матерь и все святые сохранили, и вот я живу до сих пор».

Со святым Серафимом Иван прожил восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы. Тогда было положено основание его духовной жизни. Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам преподобного Паисия Величковского. Как преподобный Серафим, так и преподобный Паисий со своими учениками представляли истинное монашество в России той эпохи, когда оно находилось в состоянии упадка. Преподобный Серафим и монахи так называемой аскетической школы преподобного Паисия были скорее исключением, чем правилом в монашестве того времени. Большинство монастырей не соблюдали древних правил общежительства и более походили на мирские учреждения. Настоятели, например, мало интересовались духовным состоянием монахов, и те жили, как хотели: могли свободно выходить за пределы монастыря, пропускать богослужения, иметь тесные связи с мирскими людьми и особенно женщинами и вообще нарушать общежительные начала. Практически повсеместно была забыта традиция умного делания. Очевидность этого упадка описывается самим старцем Ионой в его рукописях.

Преподобный Иона имел исключительное благословение научиться истинному монашеству, чтобы затем применять эти уроки, полученные ещё в молодости, в своём монастыре Святой Троицы, который стал делом его жизни.

Итак, преподобный Серафим указал двум своим ученикам, куда каждому идти. Ивана он послал в Белобережскую пустынь, а Алексия — на Валаам. Алексий, как было рассказано выше, не вынес разлуки с преподобным Серафимом и от скорби умер в дороге. Иван же благополучно достиг указанной святым обители.

В Белобережской пустыни

Что представляла собой Белобережская пустынь в то время? Тогда это был один из лучших монастырей России. К концу восемнадцатого века, как и большинство монастырей екатерининской эпохи, он находился в упадке, и Орловский епископ Досифей призвал сюда старца Василия — одну из самых замечательных личностей русского монашества того времени, — чтобы он обновил жизнь обители. В результате вокруг старца собралась избранная братия, в числе которой просияли: иеромонах Клеопа, схимонах Феодор, Оптинский старец Леонид, отец Серафим (впоследствии игумен Площанского монастыря), отец Мелхиседек (впоследствии игумен Симоновой обители в Москве), отец Филарет (впоследствии игумен Глинской пустыни), отец Арсений (друг святителя Филарета Московского) и другие.

Основатель Белобережской пустыни, старец Симеон, принёс сюда в 1725 году из Москвы икону Божией Матери «Троеручица», от которой в 1831 году начали совершаться чудеса. Преподобный Иона вспоминал, как однажды зимой сопровождал в числе других четырех человек развозимую по окрестностям икону Троеручицы. Переезжая через мост, лошади провалились под лед, и дверцу кареты припёрло льдом так, что ее невозможно было открыть. Отец Иона тогда вышиб стекло окна ударом кулака и затем снес дверь с петель. Все успели выйти, и даже спаслись лошади. Когда при первой остановке стали служить благодарственный молебен и отворили раму иконы, то изнутри посыпались осколки стекла, то были обломки оконного стекла. Их разобрали на память, и на своем осколке старец дал написать икону Троеручицы и вставил этот треугольный осколок в деревянную раму.

Позже список с этой иконы стал самой большой святыней монастыря Святой Троицы старца Ионы.

Здесь следует добавить, что после блаженной кончины старца Симеона от его останков, которые находились под спудом, происходили чудеса.

Итак, именно в эту обитель пришёл Иван по указанию преподобного Серафима. Однако сразу его не приняли, потому что у него не было необходимых документов. Чтобы получить их, он вынужден был возвратиться домой. Иван достал необходимые бумаги и принёс их в монастырь. 4 мая 1836 года он был записан в число братии как послушник. 19 декабря 1843 года он был пострижен в монашество с именем Иона, а 26 июня 1845 года рукоположен в сан диакона.

Из воспоминаний старца Ионы известно, что некоторые монахи Белобережской пустыни, особенно те, которые были при власти, сразу же невзлюбили его и начали ему всячески досаждать. Они задались целью изгнать его из монастыря, однако им не