Литвек - электронная библиотека >> Юлий Эммануилович Медведев >> Ботаника и др. >> Безмолвный фронт

Юл. Медведев Безмолвный фронт

В городе не доставало необходимого для жизни кислорода; дышали искусственным воздухом; пищевые тресты, производя самые смелые химические соединения, выпускали искусственные вина, искусственное мясо, искусственное молоко, искусственные фрукты, искусственные овощи. Но подобное питание вредно отражалось на желудке и на мозге…

Анатоль ФРАНС.

«Остров пингвинов» 

Самые величайшие неудобства цивилизации не доводят до такой степени физического и нравственного вырождения, как отсутствие цивилизации.

Н. КОВАЛЕВСКИЙ «Патопсихология»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как известно, в настоящее время широко применяются химические вещества, губящие вредителей и сохраняющие урожай (ядохимикаты). Однако эти яды уничтожают не только вредителей, но и насекомых и птиц, питающихся вредителями и тем самым приносящих большую пользу сельскому хозяйству.

А не стоит ли пожертвовать этими животными, чтобы полностью сохранить урожай! К сожалению, даже самые сильнодействующие ядохимикаты не могут полностью уничтожить вредителей: имеются отдельные индивидуумы, переносящие действие яда и выводящие потомство, нечувствительное к нему. Эффект будет лишь временный, а враги вредителей понесут тяжелый урон. Кроме того, отравленных насекомых съедают другие животные и птицы они погибают, а многие из них полезны. И самое важное: ядохимикаты попадают в почву, в источники питьевой воды, в сельскохозяйственные продукты и тем самым в организм человека и животных. Устранить их попадание в организм практически невозможно. Можно и должно бороться их передозированием, но полностью предохранить от них пищевые продукты невозможно. К тому же действие ядов обычно суммируется и в течение ряда лет может достигнуть в организме человека высокого уровня.

Обо всем этом рассказано в книге. Следует лишь добавить несколько слов о вызывающем рак действии некоторых препаратов, в том числе и ядохимикатов. Ряд лет применялся, например, 2-ацетиламиноэфлюорен для борьбы с вредителями. Когда канцерогенная активность этих препаратов была случайно обнаружена, их применение было запрещено, но уже после того, как немало того и другого вещества попало в организм человека. Химическая промышленность ежегодно производит для сельского хозяйства и пищевой промышленности множество вновь синтезируемых препаратов. Однако нередко органам здравоохранения приходится запрещать их применение.

Мне бы не хотелось пугать читателя опасностью учащения рака в результате широкого применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, но умолчать об этом нельзя. И не менее важно, что эти вещества повреждают функцию таких важных органов, как печень и почки. Не исключено вредное действие ядохимикатов на потомство человека и животных.

Означает ли это, что ядохимикаты должны быть полностью устранены из сельского хозяйства! Конечно, биологические методы с помощью полезных насекомых и птиц, уничтожающих вредителей, должны широко развиваться. Вероятно, им принадлежит будущее. Но можно ли в настоящее время обойтись без химических средств защиты! На это пока еще очень трудно ответить, и автор не ставит так вопроса. Одно несомненно, что применять ядохимикаты следует не вслепую, думая только об их уничтожающем вредителей действии, но памятую и об оборотной стороне медали.

Тема эта остро актуальна еще и по той причине, что химическая защита урожая и сельскохозяйственных животных в течение ближайших лет будет значительно усилена. Как указано в постановлении октябрьского (1968 г.) Пленума ЦК КПСС «О ходе выполнения решений XXIII съезда и Пленумов ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства», мощности по производству ядохимикатов к концу 1972 года должны быть увеличены в 1,5 раза.

Книга Юл. Медведева правильно ставит вопрос и вполне объективно знакомит читателя с современным его состоянием. Здесь дело не в «борьбе» химиков и биологов, а в необходимости строгой объективности в оценка положения при принятии решений на основе подлинно научного подхода к этой сложной и весьма важной в социальном отношении проблеме.

Автору удалось в хорошей литературной форме вполне объективно изложить суть дела, и вряд ли можно сомневаться в том, что читатели с большим интересом прочтут эту книгу.


Проф. И. М. НЕЙМАН

ВВЕДЕНИЕ

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый.


А. К. ТОЛСТОЙ

Образ витязя, раздумывающего над словами «поедешь направо… поедешь налево…», начертанными на придорожном камне, близок каждому, кто собирается предпринять что — то серьезное. Близок обществу в критические моменты истории. Все чаще для осуществления крупных замыслов людям приходится делать выбор из все большего числа альтернатив. Современные наука и техника предоставляют в распоряжение общества средства для реализации глобальных, космических замыслов. Но чем крупнее преследуемая цель вложение капиталов, ожидаемая выгода, тем суровее надпись можно поместить на развилке дорог. Прогресс подвластен человеку, делается его руками, но и человек зависит все больше от ускоряющегося движения вперед. Нельзя задержать использование научно — технических достижений по примеру того, как родители прячут от ребенка игрушки, которыми ему еще рано играть. А спешно пускать в дело «игрушки», изобретаемые физиками, химиками, инженерами, бывает подчас рискованно. Заранее предугадать исход — определить пользу и потери — задача чрезвычайно трудная и запутанная. В ее условия могут входить факторы экономические, социальные, технические, политические, этические, эстетические.

В двадцатых — тридцатых годах нынешнего столетия появилась новая математическая дисциплина, которая могла быть приложена к решению подобных задач. Эта область математики, получившая от автора — профессора Джона фон Неймана — название теории игр, рассматривает столкновения интересов и устанавливает правила разумного поведения в конфликтных ситуациях. Она намечает строго научные подходы к разработке стратегии и тактики — вообще к выбору решений.

С теорией игр наука очень далеко ушла вперед в своем стремлении во всем дойти «до самой сути…, до оснований, до корней, до сердцевины». То, что служит натянутой тетивой, драматической пружиной мировой литературы от сказок Шехерезады до романов Льва Толстого — конфликт — теория игр трактует как ситуации, поддающиеся классифицированию, измерению, оценке в абсолютных величинах, изображению в виде линии