Литвек - электронная библиотека >> Коллектив Авторов >> Политика и дипломатия >> Политика Англии в Африке >> страница 2
Берега по сбыту какао покупал в 1947 г. какао-бобы в Того по цене 73 ф. ст. за тонну, в то время как средняя продажная цена СИФ в Нью-Йорке равнялась 207 ф. ст. Заготовительная цена какао-бобов на Золотом Береге в 1950 г. составляла 84 ф. ст., а продажная цена СИФ в Лондоне — 261 ф. ст.[3].

Африка имела для английского империализма не только экономическое значение. Не менее важной была политическая и военно-стратегическая роль этого континента. После потери в первые послевоенные годы огромных колониальных владений в Азии основной массив Британской империи сосредоточился в Африке. Лишь сохранение колониальной империи в Африке могло не только гарантировать монополиям Англии высокие прибыли и контроль над богатейшими источниками сырья, но и обеспечить ей достаточно высокий удельный вес на международной арене как державе, играющей первостепенную роль в мировой политике. Располагая политическим и военным контролем над огромными территориями Африканского материка, лежащего на перекрестке мировых морских и воздушных путей, Англия имела возможность осуществлять межконтинентальный контроль над важнейшими в военно-стратегическом отношении морскими и воздушными трассами. Именно это обстоятельство давало возможность Англии цементировать свою огромную колониальную империю, раскинувшуюся почти по всему земному шару. Англия опутала Африканский континент паутиной военных баз, создав тщательно продуманную систему так называемой имперской обороны, опирающуюся на цепь опорных баз: Фритаун — Саймонстаун — Найроби — Тобрук.

Таким образом, Британская империя в Африке имела для Англии огромное экономическое, политическое и военно-стратегическое значение, определявшее роль Англии как крупнейшей в мире колониальной державы.

Однако за десять-пятнадцать лет на рубеже второй половины XX в. мощный взрыв национально-освободительной революции опрокинул и похоронил Британскую империю в Африке, которая по своим размерам превосходила великую Римскую империю.

Многочисленные апологеты английского империализма уверяют, что предоставление независимости африканским странам было добровольным и сознательным актом Великобритании, якобы готовившей колонии к самоуправлению на протяжении десятков лет своего господства. Факты же свидетельствуют о том, что английские империалисты делали все возможное, чтобы воспрепятствовать установлению независимости в этих странах, а когда выяснилось, что сделать это невозможно, они использовали самые разнообразные методы, включая конституционные реформы, различные политические маневры и интриги, подкуп лидеров национально-освободительного движения и т. д., чтобы отсрочить ее предоставление.

То обстоятельство, — что многие бывшие английские колонии в Африке обрели независимость мирным «бескровным» путем, не может служить аргументом в пользу теории «добровольного» ухода Англии. Получение независимости большинством английских колоний в Африке «мирным» путем связано с тем, что английские империалисты на примере событий в Кении в 1952–1956 гг. и в Египте в 1956 г. на горьком опыте убедились в невозможности сохранения политического контроля с помощью силы. Чтобы не сжигать всех мостов для сотрудничества с правящей верхушкой независимых африканских стран, они перестали стремиться к открытому конфликту.

Ныне Британская империя уже больше не существует. На 1 января 1967 г. все бывшие британские колониальные владения в Африке (кроме Свазиленда) стали независимыми. Ликвидировано даже английское Министерство колоний, просуществовавшее три столетия. Английский колониализм в наше время претерпел значительные изменения, но они касаются главным образом формы, а не содержания.

Цели английских империалистов в Африке остались прежними, но для их достижения используются более скрытые и хитроумные средства. На смену прямому колониальному порабощению пришел неоколониализм, который представляет собой модернизированную форму колониальной политики применительно к эпохе распада колониальной системы. Несмотря на получение африканскими странами — бывшими британскими колониями политической независимости, они продолжают быть привязанными тысячами нитей к своей бывшей метрополии. Они подвергаются сильному экономическому, политическому, дипломатическому и военному давлению со стороны Великобритании. Почти все бывшие английские колонии в Африке оказались втя-нутыми в Содружество наций. «Энциклопедия Британика» определяет Содружество наций как «группу стран, находящихся в союзе с британской короной и признающих английского короля в качестве символа их свободной ассоциации и главы Содружества». Но действительность свидетельствует о другом.

Многим африканским странам при предоставлении независимости Англия навязала выработанные ею конституции, а также договоры о «военной помощи», о «совместной обороне», в некоторых странах еще сохраняются военные базы. В правительственном аппарате молодых африканских государств находится немало английских советников и экспертов, которые тормозят мероприятия по укреплению национальной независимости. Английские правящие круги охотно поставляют некоторым странам Африки оружие, военное снаряжение, а также военных инструкторов. Используя такие экономические рычаги, как система преференций, система стерлинговой зоны, экономическая и техническая помощь, займы и кредиты, Англия пытается вернуться в Африку с «черного хода».

Подчеркивая огромное значение Содружества наций для Англии, британский министр иностранных дел Стюарт в интервью западногерманскому журналу летом 1966 г. заявил: «Содружество наций не является для нас пустым звуком, а представляет живую реальность. Между нами и странами Содружества существуют разнообразные связи. Многим государствам мы предоставляем экономическую помощь, с другими нас связывают военные договоры. Есть много дел, которыми мы занимаемся повсюду в мире и которыми нам следует заниматься в будущем. Этим мы занимались еще во времена Британской империи»[4].

В качестве тяжелой артиллерии в экономическом «броске» на Африку английский империализм по-прежнему использует крупнейшие монополии-гиганты: «Англо Америкэн корпорейшн оф Саут Африка», «Танганьика консешнз», «Де Беерс», «Юнилевер» и другие, которые не только не ослабили, но даже укрепили свои позиции на континенте. Как заявил 18 октября 1962 г. советский представитель в Комитете по экономическим и финансовым вопросам ООН, 27 английских горнорудных компаний, обосновавшихся в Африке, после второй мировой войны в пять-десять раз увеличили свои прибыли.

Англия до сих